07.05.2008
На особом положении
Конкурсная комиссия Минэкономразвития назвала претендентов на создание портовых особых экономических зон, сразу отклонив три заявки из-за неполного комплекта предоставленных документов. Таким образом, не стоит ожидать ОЭЗ на территории «Шереметьево» и в аэропортах Благовещенска и Грозного. Остальные заявки в течение месяца будет рассматривать экспертный совет, который объявит победителей 3 июня.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) портового типа - это ОЭЗ, которые могут создаваться на базе морских и речных портов, открытых для захода иностранных судов, а также аэропортов, пригодных для международных воздушных перевозок. Среди одобренных заявок восемь на создание ОЭЗ в морских портах, три - в речных портах и шесть - в аэропортах.
Победители смогут ввозить в зону без импортных пошлин и НДС стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ, а топливо и ГСМ — и без акцизов. Пять лет инвесторы не будут платить налоги на имущество и на землю. Надо вложить в строительство нового морского порта от 100 млн евро, а речного или аэро — 50 млн евро, в реконструкцию — 3 млн евро.
В отличие от остальных типов ОЭЗ (промышленных и технико-внедренческих), на портовые зоны не будет распространяться запрет на наличие имущества юридических и физических лиц на территории зоны на момент ее создания. Благодаря этому портовые ОЭЗ могут создаваться не на новом месте, а в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов. Также, с учетом долгого периода окупаемости и дороговизны основных фондов, срок действия зоны возрастет со стандартных 20 лет до 49 лет.
На данный момент в России зарегистрировано 15 ОЭЗ. Сколько будет портовых, пока не известно. Впрочем, чтобы не создавать конкуренцию среди портовых ОЭЗ, МЭРТ наверняка ограничит их число по территориальному признаку. Например, портовых ОЭЗ морского типа будет не более пяти (Дальневосточный, Азово-Черноморский, Балтийский, Каспийский и Арктический бассейны).
На победу претендуют 17 проектов из 14 регионов. Среди них аэропорт «Кольцово» в Свердловской области. Зона позволит увеличить грузооборот аэропорта — это главная цель, говорит первый зампред правительства области Михаил Максимов.
Не участвовал в отборе главный фаворит — порт Усть-Луга, о котором говорил в 2006 году президент Владимир Путин. Требования по инвестициям слишком высоки, а уже сделанные вложения не учитываются, объясняет представитель ОАО «Усть-Луга». Нерезидентам нельзя вести деятельность в зоне, а резидентам — вне ее и расходы не возмещаются при прекращении соглашения о ведении портовой деятельности, добавляет он.
Не исключено, что МЭРТ объявит еще один конкурс на открытие ОЭЗ портового типа. Как пояснила глава МЭРТа Эльвира Набиуллина, это сделают для повторного рассмотрения заявок, которые были в этот раз отклонены на стадии представления документов. Среди них - заявки на создание ОЭЗ в Шереметьево, а также в аэропортах Благовещенска и Грозного.
Открыв на своей территории особую экономическую зону, местные чиновники хотят повысить инвестиционный потенциал региона. Сейчас с региональными инвестициями, если только они не направлены на развитие сырьевого производства, в России беда. Между тем задачу диверсификации экономики никто не отменял. Создание ОЭЗ должно стимулировать развитие обрабатывающих и высокотехнологичных производств. Кроме того, портовые ОЭЗ призваны повысить транзитную привлекательность России.
Tomchin.ru
Ссылки по теме:
- Инвестиционные узники
- Фавориты не участвуют
- «Шереметьево» не станет особой портовой зоной
Другие публикации по теме:
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|