Санкт-Петербург развитие территорий стратегический план
Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте    Санкт-Петербург развитие территорий стратегический план
Санкт-Петербург развитие территорий стратегический план Почему Россия не Китай Санкт-Петербург развитие территорий стратегический план Парк в стиле техно Санкт-Петербург развитие территорий стратегический план
Город
Россия и Европа Бизнес Санкт-Петербург развитие территорий стратегический план Общество Санкт-Петербург развитие территорий стратегический план
Санкт-Петербург развитие территорий стратегический план Санкт-Петербург развитие территорий стратегический план
Санкт-Петербург развитие территорий стратегический план
Григорий Томчин
Синдром громких заявлений
 
Александр Смирнов
Ипотечный кризис и экономика США: последствия проявляются
 
Эльвин Калинин
Место технопарков в развитии России как инновационного общества
 
Григорий Томчин
Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются
 
Григорий Томчин
Биография
Идеология новой России
Идеология новой России
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе

Fineday.ru
okkervil

Аналитика

28.10.2004
Григорий Томчин: Санкт-Петербург: инструкция, как сказку сделать былью

Когда в 2002 году мы начали работать над концепцией развития Санкт-Петербурга, получившей позднее название «Санкт-Петербург – столица Европы. Путь в 21 веке», многим казалось, что мы занимаемся мифотворчеством. Спустя 2 года многие перечисленные в концепции проекты уже находятся в стадии реализации, а на уровне городских властей принципиальные положения о столичной функции Санкт-Петербурга и комфорте проживания – озвучены, как аксиома.

Представления людей о том, в каком городе они хотели бы жить формируют условия для развития города. Реализуемые в этом ключе проекты и принимаемые властью решения уже позволяют судить, как успешно двигается город в заданном направлении.

Важно, что в городе, у власти и у элиты изменилось отношение к будущему Санкт-Петербурга. Мы, наконец-то, ушли от стереотипа: «бедные, но зато с богатой историей», от амплуа «обедневшего аристократа». То есть, жизнь надеждой на золотой дождь сверху и никаких попыток созидать что-то здесь, опираясь на собственные ресурсы. На сегодняшний день одновременно и у элиты, и у городской власти, и у различных свободных бизнес-элит появились конкретные планы и неконкретные проекты по поводу собственной деятельности, направленные у всех в одну сторону – на развитее города, как самостоятельной сильной мировой европейской единицы. Это и планы личного бизнеса, и глобальные планы развития. Можно констатировать, что изменилась сама риторика власти и риторика предпринимательства.

Нельзя сказать, что вовсе отсутствует питерский скептицизм по принципу: мы, конечно, сделаем, но у нас, конечно, ничего толком не получится. Но это уже здоровый скептицизм, присущий российскому менталитету как таковому. То есть, ответ на оптимистические заявления власти, как успешно у нас становится «все хорошо». Но где-то между бодрыми официальными уверениями и кухонным недоверием, делается дело, реализуются задуманные планы, выполняются в том или ином объеме поставленные задачи. На «Круглом столе» посвященном развитию городу, озвучены два лозунга, отвечающих сегодняшнему настрою власти по отношению к будущему Санкт-Петербурга. Один лозунг озвучил вице-губернатор Молчанов: «Миссия Петербурга – столица Северо-запада Европы». Заметьте, не европейской части России, а северо-запада Европы. (Что нормально, если учесть, что Санкт-Петербург один из самых крупных городов на Балтийском море.) Второй лозунг был произнесен вице-губернатором Вахмистровым: «Город, в котором по-европейски удобно жить». Что означает это на деле?

1. Новое жилье. Город в этом году достигнет 2 100 000 квадратных метров жилья в год. Это мало для Питера, но это максимальный показатель ввода жилья после 70-х годов. В 65-70-х годах строилось где-то 2 400 000 квадратных метров в год. Но это были сплошные панели с 6-ти метровыми кухнями. Сегодня речь идет о жилье принципиально иного уровня. И это – только в этом году. А большинство проектов по строительству жилья только начато в этом году. В течении трех лет можно прогнозировать двукратное, а то и трехкратное увеличение жилищного строительства. Это все равно мало для города, но тенденция уже есть. Я думаю будущий год будет рекордным для Петербурга по количеству жилья, и 2006 – будет достаточно большим. Уже создан первый квартал реконструкции пятиэтажек, со строительством около полмиллиона метров жилья на месте, где было 100 тысяч.

2. Освобождение центра города. Медленно (слишком медленно!), но верно раскачиваются проекты, по освобождению центра города от железнодорожных путей, промышленных зон, транспортных развязок.

Уже есть эти проекты выноса всей складской части и депо в районе улицы Шкапина, за Обводным каналом. Принято решение о пробивке Митрофаньевского шоссе и соединении Измайловского и Ново-Измайловского проспектов. Уже решен вопрос преобразовать промышленную зону от Обводного канала до улицы Благодатной в территорию, пригодную для размещения офисов, торговых и развлекательных центров, жилья.

Строится в районе Славянки и Металлостроя большие железнодорожные депо, которые сегодня расположены в районе Обводного канала по Московской линии. А Северо-Западное пароходство уже начинает переносить с берегов Невы всю эту разгрузочно-погрузочную часть: что-то в Горскую, что-то в Уткину Заводь.

И все это происходит потому, что появилась направленность. Даже речь еще не идет о стимулах. Только вектор. Если бы параллельно с этим были приняты стимулирующие решения, процесс многократно бы ускорился, было выше его качество.

3. Инвестиции. На питерский рынок выходят крупные российские компании и серьезные зарубежные концерны. Начинает реализовываться проекты «Газпрома» — строительство вместе с «Северсталью» нового завода в Колпино, уже есть договоренности по строительству сборочного завода «Мерседес», ведутся переговоры с «Тойотой». Развитие сборочной промышленности – это прямое следствие планов расширения порта, строительства новых терминалов на дамбе. Мы говорим, что уже сейчас концерн «Шипс» и его дочерняя фирма «Моби Дик» начали строить свой терминал на 15 миллионов тонн на дамбе, на юг от Кронштадта. И готовят они документы на почти 60 млн тонн. Это уже перенос порта, практически. И это только одна компания.

Но, несмотря на все перечисленное, а так же другие проекты, нельзя сказать, что город семимильными шагами двигается к светлому будущему. Общее понимание есть. Не было «партхоз активов», но все начали думать в одну сторону. Вот это уже существует. Что же касается проектов глобального порядка – все они на словах. Они, к сожалению, не приобрели еще «неотвратимости».

Расходится риторика власти, вектор развития города и существующий инструментарий, предложенный властью. Городская власть продолжает жить в старых представлениях. В представлениях, как нам бюджет подлатать, бюджет увеличить, что очень сильно мешает серьезному развитию. То есть, попытка сразу собрать бюджет следующего года: еще кусочек, еще. Непонимание, что стимулирование, снижение бюджетной нагрузки на каждого самостоятельно принимающего решения индивида, принесет в бюджет больше.

И второе – сдерживание в величине, масштабности задач.

Вот пример: объявили продажу памятников. Речь идет о масштабном серьезном нормативном действии по поводу двух тысяч зданий. А опубликовали перечень к продаже – 20 зданий! Из которых, больше половины спорных. Спорных: когда продавать, нужно ли продавать, достаточно ли стимулов для нового собственника?

Дальше: объявили о переносе заводов. И стали делать это административным путем, не стимулирующим, а административным. «Давайте планы и переезжайте. Дадите планы, будем стимулировать». Это не разговор. Предложите сначала условия!

Совершенно непонятно, почему власть не применяет силу к предприятиям-монополистам, действия которых заметным образом влияют на развитие города. Так, например, новые подключения в сети «Ленэнерго» в три раза дороже, чем новые подключение в Москве. Я понимаю, что у нас устаревшие сети, что надо их обновлять, но нельзя же тормозить строительство новых предприятий и нового жилья для того, чтобы развить сети? Они так не разовьются! Только стимулировав новое строительство, расширение города, мы получим лавинное увеличение подключений, за счет которых можно уже и вкладываться в новое оборудование. Подключение новых объектов к энергетической сети в Питере в 3 раза дороже, чем в Москве, за счет решения монополистов. Да, условия в Питере хуже, но не может быть дороже в 3 раза, чем в Москве. Это примерно от 15 до 20 процентов инвестирования.

Вот где расходится вектор развития города и понимание, как создать эффективные инструменты. Правительство, наконец, обсуждало закон о концессиях, было принято решение о его принятии. При обсуждении очень важна была составляющая транспорта, ЖКХ и Петербурга. В Питере – это единственное решение проблемы ЖКХ. И мы можем говорить, что развитие монополистов в Петербурге может идти через концессии ЖКХ. Но для этого нужна со стороны властей некая демонстрация политической воли.

Остаются на словах крупные проекты, такие как перенос или, скорее, строительство нового порта на дамбе. А тем временем, именно подобный глобальный проект может послужить толчком, катализатором для города.Можно уже говорить, что при строительстве такого порта в Петербурге можно интенсивно развивать сборочное производство для экспорта. В том числе и автомобильное сборочное производство. Пример «Форда» показал принципиальную возможность этого. Пока завод работает на внутренний рынок, но не исключена возможность выхода и на зарубежный. Переговоры с «Тойотой» о строительстве сборочного производства существенно изменят и поступления в питерский бюджет, и направленность городской промышленности.

Следующим шагом может быть (и должно быть) создание национальной судостроительной компании. Транснациональная судостроительная компания в Петербурге – решение очень многих проблем, в том числе и для российской экономики в целом. Вот масштаб, которого не надо боятся и к которому необходимо стремится.

Если мы не испугаемся собственной смелости, то Международная нефтяная биржа в Санкт-Петербурге – это всего лишь дело техники. Если нефтяной терминал в Усть-Луге даст пусть не 40%, а 25% экспорта нефти российской (плюс к этому планируется строительство трубопроводов по Балтике), то Петербург становится ключевым пунктом транзита нефти. Нефть в Санкт-Петербурге – это реальный шанс России укрепить свои позиции на европейском и мировом рынках, дополнительные рычаги влияния на макроэкономику, и в конечном итоге, новый этап развития ведущей сырьевой отрасли. А для Петербурга – это скачок на новую статусную ступень, неизбежно влекущий за собой интенсивное развитие.

Вывод: Город показал, что для того, чтобы развиваться ресурсы у него есть: кадровые, экономические, интеллектуальные. Но нельзя останавливаться на этом этапе и спокойно вернуться в рутину. Необходим постоянный стимул для реализации перспективных проектов. Какими бы «сказочными» они ни казались при первом рассмотрении.

Григорий ТОМЧИН

Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

Аналитика
01.04.2009
«Газпром» подкрался незаметно

06.02.2009
26 петербургских резидентов

25.09.2008
Аванпорты на подходе

23.07.2008
Обращение ВООПИиК губернатору Петербурга В.И.Матвиенко и председателю ЗАКСа В.А.Тюльпанову

16.06.2008
Промышленников посылают в парк

Другие материалы >>>

Подписка на новости:
 
Подписка на анонсы публикаций: