Президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий

Председатель Совета Фонда поддержки законодательных инициатив

Председатель Санкт-Петербургского отделения партии «Союз Правых Сил»

Томчин - гражданинТомчин - политикТомчин - личность
Григорий Томчин

Санкт-Петербург перспективный проект России

 

Персональный сайт

Поиск:

 


Главная


Лидер СПС


Программа развития Санкт-Петербурга


Законы, которые нам нужны


Идеология новой России


Всероссийская Ассоциация приватизируемых и частных предприятий


Фонд поддержки законодательных иннициатив


Публикации в СМИ


Биография


Глас народа


Форум




 






be number one

 

Продажа продаже рознь

 

Передача памятников архитектуры в частные руки – единственный способ сохранения туристической привлекательности Санкт-Петербурга, единственная возможность спасения 80% исторических зданий от разрушения. Условие одно: делать все правильно.

Наконец-то власть поняла, что для Петербурга вопрос собственности на памятники – один из ключевых, влияющих на дальнейшее развитие города. Простейший анализ показывает, что в бюджете, как самого города, так и страны в целом, средств на поддержание всех охраняемых зданий Петербурга в надлежащем состоянии нет.

Уникальность Петербурга в том, что под охрану Юнеско (а это в обязательном порядке памятники федерального значения) попадают не отдельные здания, а весь архитектурный ансамбль исторического центра. 2,5 тысячи зданий, 15% всех сооружений города. Прибавьте сюда еще около двух тысяч памятников местного значения. И только 400 из всех охраняемых зданий — музеи, музейные фонды, театры, храмы, заботу о которых государство не может передавать в чужие руки. Обеспечить все охраняемые памятники регулярным ремонтом и реставрацией государство не в силах. Что делать? Либо наблюдать их дальнейшее разрушение, либо попробовать привлечь инвесторов, позволить частным владельцам заботиться о сохранении исторического наследия? Учитывая, что для городов мира, здания и сооружения которых входят в перечень Юнеско, последнее – нормальная практика, Петербург вполне способен пойти по такому же пути.

Два способа – одно решение. Решение о передаче зданий в частные руки, как и любое подобное глобальное решение, не может быть однозначным. Чтобы не вышло по известному высказыванию: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» надо отдавать себе отчет в том, что для передачи памятников в частные руки есть два способа. В первом случае нужно собрать деньги и заткнуть дырку в бюджете. Второй способ – сильная долговременная политика. Понятно, что правильным выбором будет второй способ, продажа исторических зданий, имеющих федеральное значение, с сохранением их статуса.

Сегодня мы должны не переводить памятники из федерального значения в местное, и продавать с учетом местного значения, а добиться изменения российского законодательства, в котором определить принципиальную возможность и прописать правила передачи в частные руки памятников федерального значения и объектов Юнеско. Для России это проблема исключительно петербуржская. Поскольку только в Петербурге такое количество охраняемых зданий, и только в Петербурге охраняются не здания в отдельности, а центр целиком. (Подобных городов в мире всего четыре: Венеция, Рим, Париж и Санкт-Петербург.)

Опасность продажи зданий-памятников заключается не в факте их передачи в частные руки. Опасность в том, что при передаче, ускоряя процесс, мы можем пойти по пути утраты федерального значения памятников. А этого нельзя допустить. Сохранение исторического центра, его туристической привлекательности возможно только в том случае, если охраняемые сегодня здания Юнеско такими и останутся.

Федеральное значение конкретного здания-памятника означает для нового собственника дополнительное обременение: необходимость подтверждать свою финансовую состоятельность для реконструкции памятника, свои возможности заботы о нем и его сохранения, необходимость выполнять график реставрации и открывать интерьеры для публичного осмотра, если есть в этом потребность. Для памятников местного значения эти требования значительно ниже. Переводить здания из одной системы охраны в другую – значит рисковать архитектурной неповторимостью города. А в городе уже существуют примеры передачи зданий-памятников из федерального в местное значение для ускорения и упрощения их продажи.

Осуществить «правильную» продажу зданий-памятников Петербурга, с сохранением их статуса, возможно только в том случае, если будет принято новое федеральное законодательство. Новый закон, который уже давно разработан, накладывает достаточно много ограничений на целевое использование памятника, но в итоге, открывает саму возможность его использования. А это именно то, в чем нуждается Петербург.

Как это сделать? Губернатор имеет права законодательной инициативы. Если с такой инициативой выходят губернатор Петербурга, Законодательное собрание Петербурга и все депутаты Думы петербуржские, и все петербуржцы в Москве, то больше ничего не надо. Президент Путин, председатель Государственной Думы Грызлов, председатель Совета Федерации Миронов, губернатор города Матвиенко и ЗакС, что еще надо?

Почему я говорю о петербуржцах в Москве? Потому что только петербуржцы понимают, что решение этой проблемы нужно не только Петербургу, но и России в целом. Развитие Петербурга, как туристического и делового центра – это развитие международных контактов России, и эти процессы напрямую замкнуты на состояние его исторических зданий.

Если этого не произойдет, то тогда продажа памятников возможна только с понижением статуса, и мы можем на какой-то момент утратить статус центра города, охраняемого Юнеско. Так в свое время произошло с Лондоном. Однако это случилось в тот момент, когда с туризмом в Лондоне все было хорошо. В нашем же случае, до признанного туристического центра еще развиваться и развиваться. И потерять в этот момент сильнейший аргумент – уникальный исторический центр – непростительно. А угроза эта есть, если мы дадим зданиям разрушаться, и если мы начнем продавать их без сохранения статуса.

Поэтому, помимо решения вопроса передачи в собственность памятников, сегодня нужно срочно разработать программу защиты исторического наследия с учетом реалий продажи 80% памятников в частные руки. Строго говоря, необходимость такой программы диктуется тем самым фактом, что исторический центр города находится под патронатом Юнеско. На сегодняшний день такой программы – нет. Новый закон дает основу для создания полноценной программы сохранения культурного наследия, в которой бы прописывалось и использование средств, вырученных от продажи зданий-памятников, на восстановление тех, которые остаются в государственной собственности

Программа защиты исторического наследия призвана прописывать детально условия обращения частных владельцев с федеральным памятником, со зданием, охраняемым Юнеско. Это программа условий публичного доступа, условий защиты и охраны, внешнего вида и способов использования каждого конкретного здания. И создать эту программу можно очень быстро: существует большой мировой опыт. Контурная часть программы может быть сделана и принята в течении 2-х -3-х месяцев. А вот дальше, продавая каждый конкретный памятник, мы уже продаем его с целым пакетом условий. В том числе и условий публичного доступа. Как, скажем, Дом Книги, дом Зингера. Мы продаем с условием, что он будет использоваться с обязательным публичным доступом. Что это значит? Магазин, клуб, открытый, со свободным доступом. При чем там должен быть перечень помещений, куда сохраниться публичный доступ. Может быть, ограниченный публичный доступ, для специалистов – в других зданиях. Может быть, ограниченный по времени публичный доступ и так далее. Это необходимо, чтобы туристическая привлекательность города ни на йоту не пострадала от действий новых владельцев, а наоборот многократно возросла, благодаря обновленному внешнему виду и новым функциям старых зданий.

Внешнее влияние. И еще одно помимо внутренних причин: проблема разрушения исторических зданий назревала давно, существуют еще и объективные внешние причины того, что вопрос продажи памятников встает именно сейчас. Строительный бизнес в своем развитии находится в поиске перспективных направлений. В Москве насыщенность деньгами в недвижимости достаточно высокая, и сегодня поиск этого бизнеса перешел в Питер. Самый привлекательный Петербург – это исторический Петербург. Соответственно, речь идет о вложениях в здания-памятники. И здесь очень важно не поддаться на давление извне, на давление строительного комплекса, который, преследуя свои интересы, вполне способен лоббировать «быстрый» путь.

Строительный комплекс, как и любой крупный бизнес, выступает в двух ипостасях: долговременный, стратегический интерес строителей конечно в том, чтобы оставлять памятники федерального значения, а интерес посреднический – в том, чтобы сделать все быстро и много. Потенциал здания в собственности больше, если это памятник Юнеско, но больше и вложений. Прибыль выше, но и требования к начальному капиталу выше. Соответственно, нам нужны только крупные, мощные строительные фирмы, которые способны понять и рассчитать собственную стратегию на 5 – 10 лет вперед.

Если делать, то правильно. Передачу зданий-памятников в частные руки можно делать только в том случае, если делать умно. Если умно не получается – уходить всем! Быть властью в этом городе – громадная ответственность. Но я уверен, что сегодняшняя власть способна на взвешенные решения. И немаловажна здесь ответственность петербуржцев в Москве. Если они этого не сделают, они должны все уйти со своих постов. Все! Потому что этот вопрос касается не только Петербурга. Это проект для России, это проект для развития России.

15 – 20 млн. туристов в год в Петербурге – это косвенное утроение ВВП России, а также увеличение бюджета Петербурга в четыре раза. Неправильная передача памятников в частные руки есть преступление против всего российского народа. Без Парижа нет Франции, без Петербурга нет России.

20 млн. туристов в год – это увеличение на 20 млрд. ВВП города, это 3 млрд. в бюджет города. Для справки: сегодня бюджет города 2,4 млрд.

А при грамотной туристической политике Петербург может принять около 40 млн. туристов в год по количеству памятников, культурной и исторической насыщенности.

 

 

Исаак Яковлевич Кушнир (инженер, автор проекта «Авангард на Неве»):   Когда мы говорим про передачу архитектурных памятников федерального и местного значения в частные руки, мы подразумеваем, прежде всего, честные руки.   [Подробнее...]


Сергей Аленович Жмаев (директор «Фармакологического объединения им. Пастера»):   Я отношусь к приватизации архитектурных памятников очень положительно   [Подробнее...]


Эдуард Тиктинский (генеральный директор Холдинга RBI):   О возможной приватизации памятников культуры уже много говорилось на самом разном уровне   [Подробнее...]


Юрий Николаевич Воропаев (генеральный директор ЗАО «МКД»):   Отношусь к этому однозначно плохо   [Подробнее...]


Александр Аркадьевич Штерман (адвокат, Москва):   Вопрос, передавать памятники в частные руки или нет непростой   [Подробнее...]


Алексей Анатольевич Ковалев (депутат ЗАКС, председатель профильной комиссии по культуре и сохранению культурного наследия):   Сегодня приватизация архитектурных памятников может привести к их полному разрушению   [Подробнее...]


 

 

 
 
 

 

Развитие туризма в Санкт-Петербурге [...]

Кто хочет избавиться от заводов? [...]

Основа хорошего образования — не наука, а экономика? [...]

Интеллектуальная собственность [...]

Место в транспорте и место для транспорта: проблемы переполненного города [...]

Реформа ЖКХ по-питерски [...]

Сеульский проект: информационные технологии против коррупции [...]

Найти нефть в Санкт-Петербурге [...]

Григорий Томчин: ЗА НАМИ ПРИШЛИ! [...]

Частная практика — дело не частное [...]

«Антибюрократ» в Петербурге [...]

ЗАПЛАТИЛ НАЛОГИ И... [...]

Все «ЗА» и «ПРОТИВ» [...]

Сорвать пломбу с Конституции [...]

Кока-кола в окопе. [...]

Российские правые: вчера, сегодня, завтра [...]

Кто должен вворачивать лампочку? [...]

Операция «прозрачность» [...]

Военная реформа [...]

О будущем, светлом и разном [...]

ПРОСТОЕ ПРАВИЛО СЛОЖНОГО ВЫБОРА [...]

Продажа продаже рознь [...]

ОТНЯТЬ льготы ИЛИ ПРЕДОСТАВИТЬ персональные выплаты? [...]

Город ждет [...]

К чему приводит политика микродоз? [...]

207 ОКРУГ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ДЕПУТАТА [...]

ЭКЗАМЕН НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ [...]

ЭКЗАМЕН НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ [...]

 
 
 

 

07:07:2004
ЭКЗАМЕН НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. В период поступлений в вузы единый экзамен – тема актуальная, и не только для абитуриентов. Дискуссии о том, хорошо это или плохо продолжаются в обществе. Но спор о плюсах и минусах ЕГ далеко не так безобиден, как может показаться.  [...]


05:07:2004
Самуил Лурье: «Подослали недоумков с обрезом и не стало Николая Гиренко». [...]


05:07:2004
«Блуждающая» пуля ксенофобии [...]


05:07:2004
Юрий Вдовин, заместитель председателя правозащитной организации «Гражданский контроль»: «Мы незаметно очутились перед старой и страшной угрозой – фашизмом». [...]


05:07:2004
Виктор Воронков, директор Санкт-Петербургского Центра независимых социологических исследований: «Расизмом инфицирован практически каждый» [...]


05:07:2004
Ольга Старовойтова: «У нас выстраивается «вертикаль ксенофобии"». [...]


05:07:2004
Удар нанесен очень точно [...]


04:07:2004
Съезд СПС: в поисках лидера [...]


 
 
 

190000, Россия, г. Санкт-Петербург, пл. Труда д. 2, пом. 13-14,
т/ф (812) 315-40-24, 315-58-35

© Григорий Томчин
© Designed by FineDay.ru, 2003
Hosted by SpaceWeb