Достаточно крикнуть погромче: «Увеличить зарплаты учителям!!!» и народ к тебе потянется. Действительно, денег всегда мало. Действительно, труд учителя – не синекура. Действительно, школам бы не помешало дополнительное финансирование. Но почему об этом кричат больше всего? Больше, чем по поводу зарплат милиционеров и музейных работников? Больше, чем по поводу материального состояния больниц и военных частей? Не потому, что школы больше бедствуют. А потому, что материальное благополучие школы – это основание для общества (читай – родителей) потребовать от учителя то, что им нужно: качественного среднего образования. Которое, кстати, гарантировано гражданам России Конституцией.
«Обязательное всеобщее среднее образование» – строчка главного закона страны, сохранившаяся со времен социализма. И обеспечивалась она именно социалистической «механикой государства». Сегодня общество изменилось. А мы пытаемся к новым условиям задачи приписать старый ответ. Это не получается. Давайте разберемся: чего ждет общество от государства и что может дать государство.
Говорим «Завтра – в школу!», подразумеваем: «Послезавтра – в ВУЗ»
В России особое отношение к образованию. За исключением очень небольшого периода начала 90-х, когда коммерческая сметка вдруг оказалась ценнее для выживания, чем все научные степени вместе взятые, в нашей стране стремление к образованию никогда, начиная с петровских времен, не ослабевало. Ломоносов – не просто великий ученый. Это наш национальный герой.
Естественно, общество выдвигает определенные требования к качеству среднего образования, которое обязательно и гарантированно для всех: гарантии поступления в вуз. Именно это требование должно выполнить школа. И именно от ощущения несоответствия требований и реальности – напряжение, конфликты, проблемы.
«Среднее» и «средненькое»
Если государство говорит, что оно гарантирует «всеобщее обязательное образование» значит оно совершенно четко знает сколько и где, в каком регионе, городе, районе, муниципалитете, у него будет учиться учеников, сколько школ и учителей ему понадобиться. Если государство говорит, что оно гарантирует «среднее образование» (честнее сказать – «средненькое, усредненное, одинаковое для всех»), то значит, оно совершенно точно знает, какие нужны учебники и какие учителя. Следовательно, государство совершенно четко знает, сколько ему нужно на это денег. И эти деньги должны быть заложены в федеральном бюджете, так как среднее образование гарантировано конституцией.
Гарантируется именно это: среднее, всеобщее, обязательное образование. И больше ничего. Все остальное: талантливые дети, специализированные школы, и так далее, и тому подобное — по другим статьям бюджета.
При этом, зная, сколько и на какое количество учеников нужно денег, государство может рассчитать сумму, которая требуется на одного ученика в год. И финансировать не образование вообще, а текущее образование конкретного ученика. Осуществляется это через договора родителей и школы: школа получает финансирование из федерального бюджета исходя из того, сколько учеников она будет обучать.
Таким образом, школы будет застрахованы от проволочек, от перетаскивания их денег на другие статьи расходы, наконец, от не целевого использования средств, попросту, от разворовывания, а общество (родители) будут знать, что и в каком объеме они могут потребовать от школы. То есть, реализуется гарантированное конституцией «всеобщее среднее обязательное образование».
И уже на эту систему, должно накладывается дополнительное финансирование: развитие образование, программы по обучению талантливых и одаренных детей и так далее, и тому подобное. Если государству, или региону, или городу, или коммерческой фирме, или общественному фонду, или родителями нужно что-то еще в дополнение к «среднему всеобщему» – они финансируют избирательно школы и программы, гранты и образовательные центры из своих средств.
На сегодняшний день четкость в объемах и источниках финансирования школы отсутствует. Отсюда – разброс и шатание в уровне школ и в их претензиях, отсюда – колоссальный разбег в их требованиях, в требованиях учеников и родителей. Для образования, гарантированного государством, необходима четкость: текущее образование ученика по всей стране должно быть одинаковым, и необходимо его гарантированное финансирование из одного источника – федерального бюджета.
Осуществлять текущее финансирование надо не через РОНО, регионы или муниципалитеты, а «через» отдельного ученика: родители выбирают школу, заключают с ней договор на определенный срок обучения, директор отсылает договора в казначейство и на всех учеников получает финансирование из федерального бюджета. В силу того, что казначейское исполнение бюджета наиболее надежно, деньги по дороге не разворовываются и не отсылаются на другие статьи расходов.
Вопрос о селе
Если с финансированием образования талантливых детей и детей-инвалидов все более или менее понятно – в бюджете подразумеваются статьи расходов, из которых это можно осуществлять, то остается вопрос с обучением обычных детей, но на селе. К деревням применить описанную выше систему затруднительно. Если в школе учится 15 человек, то явно школе требуется дополнительное финансирование, чтобы выжить. И это уже вопрос к государству: если государству нужны села, оно их поддерживает и финансирует, значит и дополнительно финансирует сельские школы. Если государству не нужно сельское хозяйство, значит, не нужны и школы. Звучит жестко, но справедливо. Если мы делаем вахтовый режим на Крайнем Севере, значит, мы его делаем. Если мы хотим, чтобы семьи жили там круглый год, значит, мы держим пять учителей на одного ученика и дополнительно их финансируем.
Необходимость изменения системы финансирования назрела уже давно. И части этой программы уже реализуются, но пока… «виртуально». Школы финансируются по старому, но министерства подсчитывают, как это может быть, если мы исходим из суммы на ученика, а не из того, какая школа и где расположена, и насколько пробивной у нее директор. Без действительного изменения системы мы не можем говорить о реформе образования: 10 или 12 лет мы учимся в школе, вводим патриотическое образование или нет, готовим в институт или нет. Речь о реформе образования может идти только тогда, когда осуществлена экономическая реформа, позволяющая говорить, что строчка конституции об образовании выполняется четко и полностью.
|