Президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий

Председатель Совета Фонда поддержки законодательных инициатив

Председатель Санкт-Петербургского отделения партии «Союз Правых Сил»

Томчин - гражданинТомчин - политикТомчин - личность
Григорий Томчин

Санкт-Петербург перспективный проект России

 

Персональный сайт

Поиск:

 


Главная


Лидер СПС


Программа развития Санкт-Петербурга


Законы, которые нам нужны


Идеология новой России


Всероссийская Ассоциация приватизируемых и частных предприятий


Фонд поддержки законодательных иннициатив


Публикации в СМИ


Биография


Глас народа


Форум




 






be number one

 

Назад

 

Санкт-Петербург: город-музей или город с будущим?

 

До и после юбилея

Накануне юбилея как никогда очевиден потенциал Санкт-Петербурга, как крупнейшего российского туристического центра. Наш город красив и величественен. Но это город, который не сможет и не должен мириться с судьбой музея под открытым небом. Тем более, что на данный момент у него все шансы стать музеем с неотвратимо дряхлеющими экспонатами. Если только мы не создадим надежные условия для сохранения архитектурных памятников города.

Закон, о котором идет речь: «О разграничении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности», создавался главным образом для Петербурга. И скорейшее его принятие необходимо именно Петербургу. Потому, что только здесь проблема памятников неразрывно связана с перспективами развития города. Это не значит, что проблема охраняемых зданий не актуальна для других городов России. Но для Петербурга – это не просто разумное решение очередного спорного вопроса государственной собственности. Это вопрос выживания.

Плюсы и минусы неповторимости

Всего 4 города мира находятся в списках ЮНЕСКО, как города, в которых под патронаж взяты не отдельные памятники, а исторический центр целиком. Венеция, Рим, Париж и Санкт-Петербург. Только в этих городах охраняются не отдельные здания, а само тело города.

В Петербурге – это 2,5 тысячи зданий, 15% всех городских построек находятся под защитой ЮНЕСКО.

Приятно нам, горожанам, сознавать высокую ценность каждого здания исторического центра. Но мало гордиться красотой города, ее нужно еще и сберечь. Сегодня, даже несмотря на подготовку к юбилею, целые кварталы исторического центра имеют износ 30 – 40%: это многие здания по Невскому проспекту, это вся Новая Голландия…

Ни в бюджете Петербурга, ни в федеральном бюджете на сегодняшний день нет средств для проведения реконструкции и реставрации всех охраняемых объектов, не предусмотрены финансовые возможности для постоянной заботы о их состоянии. И в современных условиях не всякий арендодатель готов на долгосрочные и капитальные вложения: слишком высока арендная плата, слишком значительных денежных затрат на реконструкцию требует большинство зданий-памятников.

Массовых инвестиций в восстановление архитектурных памятников Петербурга можно ожидать только тогда, когда появится реальная возможность запуска этих зданий в гражданский оборот и, прежде всего, передачи их в частную собственность. Это позволит привлечь средства для сохранения и восстановления зданий центра и, вместе с тем, даст толчок динамичного развития туристической, деловой и коммерческой среды города. Новый закон открывает такую возможность.

Собственность и значение

До сих пор идея передачи зданий-памятников в частную собственность воспринимается, как нечто кощунственное. Это происходит только потому, что согласно современным законам собственность и значение архитектурного памятника неразрывно связаны. Новый закон разделяет эти понятия.

Исторический центр Санкт-Петербурга должен оставаться памятником общенационального, общефедерального значения. Это бесспорно. Чтобы сохранить город таким, какой он есть, охраняемые ЮНЕСКО здания нельзя переводить в памятники муниципального значения.

Новый законопроект дает возможность архитектурному памятнику быть любой формы собственности, при сохранении федерального значения. Что это значит на практике?

Федеральное значение конкретного здания-памятника означает для собственника определенное обременение: необходимость подтверждать свою финансовую состоятельность для реконструкции памятника, свои возможности заботы о нем и его сохранения, необходимость выполнять график реставрации и открывать интерьеры для публичного осмотра, если есть в этом потребность. И эти требования касаются каждого собственника: будь это частное лицо или город. Закон накладывает достаточно много ограничений на целевое использование памятника, но в итоге, открывает саму возможность его использования. А это именно то, в чем нуждается Петербург.

Следующий шаг – создание федеральной программы сохранения культурного наследия. Строго говоря, необходимость такой программы диктуется тем самым фактом, что исторический центр города находится под патронажем ЮНЕСКО. На сегодняшний день такой программы – нет. Новый закон дает основу для создания полноценной программы сохранения культурного наследия, в которой бы прописывалось и использование средств, вырученных от продажи зданий-памятников, на восстановление тех, которые остаются в государственной собственности. Федеральная программа – второй шаг, который может быть предпринят только после первого – принятия нового закона.

Единственная причина задержек принятия закона – недостаточное понимание остроты вопроса. Так как в других городах Федерации, в том числе и в Москве, этой проблемы практически не существует, многим сложно представить, насколько актуален вопрос целевого использования зданий-памятников для Петербурга.

300-летие города – не только красивый праздник, но и шанс, что люди, от которых зависит скорейшее принятие решения, смогут воочию убедиться в важности заявленной проблемы для дальнейшего развития Петербурга – развития со знаком «+».

Григорий Томчин,

Председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству.

 

 
 

 

Проект федерального закона «О разграничении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности»


Проект федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»


Проект федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»


 
 
 

190000, Россия, г. Санкт-Петербург, пл. Труда д. 2, пом. 13-14,
т/ф (812) 315-40-24, 315-58-35

© Григорий Томчин
© Designed by FineDay.ru, 2003
Hosted by SpaceWeb