Президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий

Председатель Совета Фонда поддержки законодательных инициатив

Председатель Санкт-Петербургского отделения партии «Союз Правых Сил»

Томчин - гражданинТомчин - политикТомчин - личность
Григорий Томчин

Санкт-Петербург перспективный проект России

 

Персональный сайт

Поиск:

 


Главная


Лидер СПС


Программа развития Санкт-Петербурга


Законы, которые нам нужны


Идеология новой России


Всероссийская Ассоциация приватизируемых и частных предприятий


Фонд поддержки законодательных иннициатив


Публикации в СМИ


Биография


Глас народа


Форум




 






be number one

 

Назад

 

Как заставить работать бюрократа

 

Известия-Петербург

22:10:2003

 

В Сеуле разработана электронная программа, которая показывает коэффициент полезного действия любого чиновника.

Когда возрастает доверие граждан к власти? Когда система становится «прозрачной» и любой человек может сам увидеть, решает чиновник его вопрос или не решает. Оказывается, в век информационных технологий возможно и такое. В Сеуле вот уже пятый год работает система электронного контроля рассмотрения обращений граждан «Open». Благодаря ей, коррупция в городе сократилась в 6 раз.

В настоящее время специалисты комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ разрабатывают закон для Петербурга, который позволит опробовать в северной столице пилотный проект программы «Open». Более подробно корреспондент «Известий» узнала об этом на пресс-конференции «Информационные технологии против коррупции. Возможности Сеульского проекта в Петербурге», которая состоялась в понедельник в «Агентстве Бизнес Новостей».

Как один и тот же вопрос можно решить до и после внедрения программы «Open»? Вот характерная ситуация. В Петербург опять неожиданно пришла зима, ветхая труба треснула и вода залила полквартиры. Вызванная «аварийка» залатала трубу. Авария вроде бы устранена, и дальше проблему должны решать не аварийные службы.

Что происходит сейчас? Жители долго бегают по всем инстанциям и пытаются найти чиновника, который даст распоряжение о за мене трубы.

Ответственный товарищ, как правило, либо очень занят, либо выехал на важное совещание. Когда гражданин наконец добирается до цели, ему говорят, что «денег на трубу нет и в ближайшее время не будет. Настроение у человека после такого общения портится надолго.

Как эта же ситуация будет решена при осуществлении системы «Open»? Сотрудники аварийной службы подают заявление в ведомство: в таком-то доме произошла авария, нужно сделать то-то и то-то. Через два дня хозяин квартиры заходит на специальный сайт интернета и находит свою заявку. Рядом размещена информация: фамилия чиновника, у которого лежит заявка, и название ведомства; сколько времени бумага находится в «долгом ящике» и сколько она должна там находиться. Если чиновник просрочил хотя бы на один день срок рассмотрения вашего документа, возле его фамилии загорается красный флажок. У губернатора тоже есть компьютер, и он видит, как работают его подчиненные. Лидеры по числу флажков увольняются без разбора ситуации. Выгодно будет чиновнику оставлять без ответа обращения

граждан?

Инициатор внедрения в России Сеульского проекта депутат Госдумы, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин считает, что для работы системы нужны всего три момента.

Первый — политическая воля. У Григория Томчина она, безусловно, есть. Его поддерживают вице-премьер правительства РФ Борис Алешин и заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Козак, которые хотят провести административную реформу в стране. Новый губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, по мнению Томчина, также положительно относится к проекту. Назначения, которые произойдут, подтвердят это. Уникальность программы «Open» в том, что реализовать ее можно в отдельно взятом регионе. Для этого нужна лишь воля регионального руководителя. Кстати, опыт Сеула это доказывает.

Систему «Open» активно внедрял мэр Сеула. Сейчас он занимает пост вице-премьера правительства Южной Кореи, что говорит о высокой оценке проекта. Это действительно так. Правительство страны считает систему прогрессивным инструментом. ООН рекомендовала программу для принятия во всем мире как единственный способ борьбы с коррупцией. Опрос общественного мнения в 2001 году показал, что число наказаний чиновников резко упало, а удовлетворенность качеством их работы достигла отметки 72,3%. В этом же году «Open» поддерживали 84,3% сеульцев. Сегодня армия сторонников насчитывает около 80% всех жителей Южной Кореи.

Второй момент — техническая база. Как рассказал почетный консул Республики Южная Корея в Петербурге Ким Ги Ын, в Сеуле реализация проекта оплачивалась из бюджета города. А материально-техническим обеспечением занимались фирмы. «У программы нашлось много добровольных помощников, — рассказывает г-н почетный консул. — Компании, которые помогали внедрению этой системы, смотрели вперед: потребовалась компьютерная техника, интернет. Их бизнес стал очень выгодным. Кроме того, эти компании рассчитывали, что власть их не забудет. Так и произошло».

Инициатор российского варианта «Open» Григорий Томчин предлагает решить техническую сторону программы, задействовав мощь и структуру почты. В каждом почтовом отделении города будет создан интернет-пост. На случай, если гражданин не знает, на какую кнопку компьютера следует нажать, при почтовой структуре должен работать консультант.

По словам Григория Томчина, затраты на техническую часть нужны минимальные. Более того, он договорился с министром по связи и информатизации Леонидом Рейманом, что внедрение «Open» полностью уложится в те средства, которые выделяются на федеральную целевую программу «Электронная Россия 2002-2010».

Третий момент — нужно законодательно прописать инструкции ограничения отказов. То есть, получив заявку от граждан, чиновник смотрит в «шпаргалку». Если причин для отказа нет, то вопрос и решается положительно. Причем бумага на столе у чиновника должна лежать не более трех дней. Все причины для отказа или задержки рассмотрения заявки также четко прописаны в инструкции. Ответственному работнику нужно всего лишь, как в игре «Угадай мелодию», выбрать один правильный ответ. То есть программа «Open» дает возможность чиновнику не думать над принятием решения и не прятаться от посетителей. Надо всего лишь служить. За хорошую службу чиновнику следует платить большую зарплату и поставить его на полное государственное обеспечение. Бюджетных денег хватит. Сегодня бюрократия и взяточничество обходятся казне дороже.

Есть еще и четвертая составляющая успеха программы — поддержка общественности. Без нее запустить программу невозможно.

Виртуальный «контролер» -система «Open» — всю коррупцию, конечно, не победит, но непременно уменьшит до разумных пределов. Даже в Южной Корее, где действия каждого чиновника «прозрачны»,искоренить коррупцию полностью не удалось.

– В прошлом году отдали под суд мэра одного из городов Южной Кореи, — рассказывает почетный консул Республики Южная Корея в Петербурге Ким Ги Ын.

– Готовились к чемпионату мира по футболу: строили массу зрелищных объектов, стадионов, гостиниц и т.д. Как устоять «бедному» чиновнику, когда строители предлагают большие деньги? Что я хочу сказать этим примером: система изменила общественное сознание людей. Они перестали бояться чиновников. Поэтому и «пробить» внедрение системы очень сложно. Когда в 2001 году я узнал, что Россия заинтересовалась сеульским опытом, я был настроен скептически. Сейчас я, наблюдая энергию Томчина и сотрудников возглавляемого им комитета, просто верю, что им удастся реализовать программу «Open» в Петербурге.

Елена ИОСИФОВА

 

 
 

190000, Россия, г. Санкт-Петербург, пл. Труда д. 2, пом. 13-14,
т/ф (812) 315-40-24, 315-58-35

© Григорий Томчин
© Designed by FineDay.ru, 2003
Hosted by SpaceWeb