
24:10:2003
Похоже, что да. Во всяком случае, именно так считают участники пресс-конференции, которая прошла 20 октября в информационном агентстве «АБН»: председатель общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» Борис Пустынцев, председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин, почетный консул Республики Корея в Петербурге Ким Ги Ым и директор ООО «Информационные технологии» Александр Батрак. Темой пресс-конференции стали возможности внедрения Сеульского проекта в Санкт-Петербурге.
НЕ ЧИНЯТ ТРУБЫ? ПОРА НА ПОЧТУ
Сеульский проект — это антикоррупционная программа, разработанная 5 лет назад в Южной Корее. Принцип ее работы прост: сотрудники соответствующего отдела администрации помещают информацию о заявлениях граждан в Интернете, на сайте «OPEN». Пользуясь компьютером, граждане могут узнать, правильно ли заявления зарегистрированы, кто конкретно занимается решением вопроса, а если просьба не удовлетворена, то по каким причинам.
Каким образом эта схема может работать у нас, рассказал Григорий Томчин.
– Проблемы коррупции не решить, не сделав работу чиновника любого уровня прозрачной, открытой. Эту проблему мы не раз обсуждали в нашем комитете. Ведь как происходит сейчас?
Предположим, у вас в доме прорвало трубу. Протечка на пять этажей. Вы вызываете аварийную. Аварийщики течь залатали. Дальше, чтобы трубу должным образом починили, вы начинаете бегать по инстанциям.
С программой «OPEN» все происходит совершенно иначе. Аварийщики составляют заявку и направляют ее соответствующему должностному лицу. Через два дня, если у вас нет компьютера, вы идете на почту, где располагается специализированный Интернет-пост, и проверяете, на каком этапе заявка находится. Если вы не умеете пользоваться Интернетом, то вам поможет консультант. За каждый день просрочки рядом с именем чиновника выставляется красный флажок. Три флажка — его увольняют как не справляющегося со своими обязанностями.
КОНВЕРТИКИ ПО ПРИВЫЧКЕ
Борис Пустынцев провел мультимедийную презентацию проекта и рассказал о том, как происходило его внедрение в Южной Корее.
– На разработку и внедрение программы «OPEN» в Сеуле ушло всего два месяца. В работе приняли участие 13 человек. Учитывая, что Южная Корея всегда была одной из самых коррумпированных стран, результаты превзошли все ожидания. За все время применения программы количество жалоб на неэффективную работу чиновников снизилось в несколько раз. Хотя и здесь не обошлось без казусов: граждане продолжали нести чиновникам конвертики. Правда, уже после решения вопроса. По привычке, в качестве благодарности.
По мнению Бориса Пустынцева, внедрение программы «OPEN» в Петербурге займет полгода. Прогноз Григория Томчина оказался менее оптимистичен – комплексная часть внедрения займет как минимум 5 — 6 лет.
БЫЛА БЫ ВОЛЯ ДА ПОДДЕРЖКА...
Г-н Ким Ги Ым выразил уверенность в том, что в Петербурге программа «OPEN» «обречена на успех». Что касается Южной Кореи, то там «эта система помогла подвинуть сознание масс». Люди перестали бояться. Она затронула всю бюрократическую систему и помогла снизить уровень коррупции в Сеуле в 6(!) раз.
Александр Батрак рассказал о технических аспектах внедрения антикоррупционной программы. По его словам, телефонный прототип проекта уже существует в Москве. Он, безусловно, обладает рядом недостатков, но в то же время количество решаемых городских проблем возросло многократно.
Отвечая на вопросы журналистов и подводя итоги пресс-конференции, Григорий Томчин сообщил, что финансовые затраты на внедрение программы «OPEN» вполне вписываются в бюджетные средства, выделяемые государством на ряд других проектов. Например, уже работает программа «Электронная Россия», благодаря которой компьютерами активно оснащаются почтовые службы. Для внедрения «OPEN» в Петербурге нужны лишь политическая воля и четкое обозначение всех функций чиновников. Плюс поддержка горожан. Остальное, как говорится, дело техники.
Игорь Губарь
|