Президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий

Председатель Совета Фонда поддержки законодательных инициатив

Председатель Санкт-Петербургского отделения партии «Союз Правых Сил»

Томчин - гражданинТомчин - политикТомчин - личность
Григорий Томчин

Санкт-Петербург перспективный проект России

 

Персональный сайт

Поиск:

 


Главная


Лидер СПС


Программа развития Санкт-Петербурга


Законы, которые нам нужны


Идеология новой России


Всероссийская Ассоциация приватизируемых и частных предприятий


Фонд поддержки законодательных иннициатив


Публикации в СМИ


Биография


Глас народа


Форум




 






be number one

 

Назад

 

Административная реформа по-российски

 

name

09:03:2004

 

«Болезнь» Паркинсона?

В конце 50-х годов знаменитый американский политолог, экономист и публицист Сирил Норткот Паркинсон, предметом изучения которого было устройство государственного аппарата, опубликовал книгу под названием «Закон Паркинсона», где весьма образно изложил закономерности развития управленческой машины. Паркинсон наглядно продемонстрировал обществу, что в независимости от государственного строя, аппарат государственной власти любыми путями старается быть самодостаточным. А любые попытки воздействия на него из вне, то есть, со стороны общества, как правило, дают обратный результат: от сокращения функций госаппарата он только разрастается, а попытки повысить чью-либо ответственность, приводят к полной безответственности.

Разрабатываемая сейчас в России модель административной реформы, похоже, таит в себе те же опасности, о которых предупреждал американский профессор. Президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий (работодателей) Григорий Томчин считает, что наше государство рискует заболеть «болезнью» Паркинсона. Симптомы на лицо.

– В России и для власти и для граждан, — говорит Григорий Томчин, — административная реформа стала неким символом, с которым многие связывают свои надежды, повседневную и профессиональную жизнь, свое будущее. Эта дискуссия напоминает дискуссию начала 90-х годов о частной собственности, когда говорили, что, если частная собственность появится, наступит чуть ли не рай. Почти то же самое говорится сейчас и в отношении административной реформы. А поскольку власть не объяснила ни сути, ни цели реформы, каждый вкладывает в эти слова свой смысл. Власть декларирует — «прозрачность органов». Вопрос – для кого? Для вышестоящего начальника? Безусловно, это цель. Потому что сейчас у нас органы власти вплоть до министерств не прозрачны не только для граждан, но и для вышестоящего руководства. Или «предсказуемость». Опять – для кого? Или «иные процедуры». Направленные на что? Даже широко разрекламированный вопрос «одного окна» тоже понимается обществом и властью по-разному. Если власть откроет некое «окошко», куда как в прорезь почтового ящика мы будем кидать бумаги и стоя в очереди ждать, какой «вылетит» результат, то вряд ли это принесет большую пользу и повысит прозрачность. Когда же власть говорит, что в результате такой реформы не надо будет бегать по инстанциям, а можно будет обратиться только к одному исполнителю, то ясно, что теперь этому «одному» нужно будет дать взятку как десятерым. При этом желаемый результат никто не гарантирует.

– Каким образом, на ваш взгляд, административную реформу будет проектировать новое Правительство?

– Недавнее назначение Премьера окутано ореолом начала реальной административной реформы. Мы получили технического, или технократического Премьера. Что дальше? Вероятно власть будет строить иерархии в соответствии с подчинением Одному, и прозрачность обеспечивать только для Одного. Сейчас комиссия и.о. вице-премьера Бориса Алешина, отбрасывает лишние, по мнению самого же Правительства, функции министерств. Но, кто сможет аргументированною доказать, что эти функции не являлись необходимыми услугами для граждан, и кто скажет, куда эти функции отбрасываются. Если их отнимают у министерств, чтобы министерства выполняли волю Премьера или Президента и были для них предсказуемы и прозрачны, это обоснованно. Но где гарантии, что эта структура не будет множиться дальше вниз: от министерств к ведомствам, от ведомств к подведомствам. Ведь так можно дойти до административных регламентов для отдельно взятой семьи. То есть, возникает полностью административное государство, которому все равно, какой в данный момент на дворе строй – коммунизм или капитализм, есть демократия и гласность или нет. Предписанность действий для каждого гражданина – мечта любого госслужащего.

– Однако в обществе существуют необходимые предписания? Скажем, правила дорожного движения?

– Конечно. Человек может взять на себя некие ограничения, исходя хотя бы из соображений собственной безопасности. Но это не значит, что кто-то должен ему указывать, когда и где переходить дорогу и что делать на другой стороне улицы.

– Созрела ли сейчас в обществе потребность в реформировании структуры власти?

– Общество ждет административной реформы, в результате которой основным предназначением государства станет оказание услуг гражданину. И гражданин при этом должен понимать, исходя из чего государство принимает решение, оказать ему эту услугу или нет. Как, например, при покупке земли. Общество действительно ждет, когда наступит возможность подойти к одному «окну» – государству. И услуги у него надо требовать, а не просить.

Сегодня потребность в реформе есть и у «низов» и у «верхов». И от того, насколько серьезно, будет обсуждаться, какой она должна быть и что она в себе несет – назначения ли это в Правительстве, функции структур власти, которые определяют комиссии по созданию реформы – зависит, сможем ли мы сделать власть более эффективной не только для самой себя, но и для каждого гражданина.

Наталья Килессо

 

 
 

190000, Россия, г. Санкт-Петербург, пл. Труда д. 2, пом. 13-14,
т/ф (812) 315-40-24, 315-58-35

© Григорий Томчин
© Designed by FineDay.ru, 2003
Hosted by SpaceWeb