Президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий

Председатель Совета Фонда поддержки законодательных инициатив

Председатель Санкт-Петербургского отделения партии «Союз Правых Сил»

Томчин - гражданинТомчин - политикТомчин - личность
Григорий Томчин

Санкт-Петербург перспективный проект России

 

Персональный сайт

Поиск:

 


Главная


Лидер СПС


Программа развития Санкт-Петербурга


Законы, которые нам нужны


Идеология новой России


Всероссийская Ассоциация приватизируемых и частных предприятий


Фонд поддержки законодательных иннициатив


Публикации в СМИ


Биография


Глас народа


Форум




 






be number one

\

 

Анализ антикоррупционной программы Сеула

 

Программа «OPEN» построена на определённых принципах, составляющих каркас всей сеульской антикоррупционной стратегии.

 

1. Доступность

– в любое время и из любого места граждане могут отслеживать через Интернет процесс поданных ими прошений в городской администрации — это территориально-временной аспект;

– граждане могут получить любую информацию, в регламентированных программой «OPEN» предметных областях, затрагивающую их права — это информационный аспект;

– удобство пользования этой программой облегчает процедуру осуществления контроля за качеством работы властных структур и позволяет быстро реагировать на обнаруженные нарушения — это оперативно-функциональный аспект.

 

2. Прозрачность

Данное положение подразумевает, во-первых, обеспечение программой «OPEN» открытой системы наблюдения, а во-вторых, ясности процедурных моментов в деятельности администрации: доступ в реальном времени к информации, касающейся деталей процедуры рассмотрения заявлений граждан, принятия решения об удовлетворении просьбы; возможность просмотра документов; отслеживание сроков рассмотрения.

Основной задачей подобной системы онлайнового контроля рассмотрения обращений граждан является предупреждение коррупционных деяний путём:

– предоставления гражданам необходимой информации в этой сфере, позволяющей им осуществлять социальный контроль;

– установления прозрачности;

– исключения личного общения чиновников и граждан, как необходимого условия существования коррупции. Свободный доступ к информации о состоянии дела исключает необходимость личных контактов с чиновниками или предложения им взяток с целью ускорить завершение процесса принятия решения.

Таким образом, целью «OPEN» является искоренение коррупции, как общественно вредного явления, подрывающего основы государственности, и восстановление доверия граждан к городской администрации, поскольку ожидается большая честность и объективность в работе аппарата чиновников, находящихся под постоянным контролем.

Что такое программа «OPEN»? Программа «OPEN» организована достаточно просто. Как только гражданин подает заявление, например, о получении разрешения на строительство, сотрудники соответствующего отдела администрации помещают информацию об этом заявлении на сайт «OPEN». Пользуясь любым компьютером, имеющим доступ в Интернет — домашним, служебным, компьютером районного или окружного отделения администрации — граждане могут узнать в реальном времени, зарегистрировано ли должным образом их заявление, кто конкретно занимается этим вопросом, когда можно ожидать разрешения, а если просьба не удовлетворена, то по каким причинам.

В программе чётко обозначены сферы жизнедеятельности, гражданские проекты в которых следует рассматривать открыто, поскольку именно в них, как оказалось после проведённых исследований, наиболее характерно распространение коррупционной практики. Это:

1. Жильё и строительство;

2. Строительные работы;

3. Транспорт;

4. Окружающая среда;

5. Культура и туризм;

6. Промышленность и экономика;

7. Городское планирование;

8. Санитария и социальное обеспечение;

9. Администрирование;

10. Пожарная служба.

Каждая сфера включает определённый набор проектов. Например, категория «Жильё и строительство» дробится на:

– Проекты жилищного строительства,

– Разрешение на строительство и контроль,

– Проекты реконструкции зданий,

– Проекты улучшения экологии микрорайона,

– Утверждение архитекторов,

– Разрешение на размещение уличной рекламы

В настоящее время, количество социальных сфер, отобранных для обязательной публикации в Интернете, составляет 54. Это те, где чаще всего происходят правонарушения при рассмотрении заявок, те, что особенно неудобны для граждан из-за сложной процедуры оформления документов, и те, где открытая публикация всех этапов рассмотрения проекта позволит гражданам не просить чиновников ускорить прохождение документов.

Как создавалась программа «OPEN»? Программа «OPEN» создавалась усилиями Комиссия по поддержке и развитию «OPEN», состоящей из трех человек, ответственных за анализ рассматриваемых дел, и девяти научно-технических разработчиков программы. Опираясь на свой опыт, государственные служащие, в чьи обязанности входит выдавать разрешения, утверждать и контролировать проекты, проинформировали членов комиссии об особенностях своей работы, включая описание сути и целей подаваемых заявок. Комиссия обсудила, какую именно информацию об обращениях граждан и каким способом следует предавать огласке. Соответственно была разработана схема информационных потоков поступающих заявлений, стандартизированы форматы ввода данных и создана компьютерная программа для обеспечения работы системы.

Программные разработки производились одновременно с анализом обращений граждан, который включал классификацию заявок, изучение процедуры рассмотрения каждого дела и создание схемы информационных потоков. Чтобы упростить процесс обработки данных, для чиновников были разработаны стандартизованные форматы ввода данных.

Таким образом, на сайте размещаются подробная информация по каждому делу, включая процедуру регистрации поданного заявления, оформления необходимой документации, а также программа поиска информации. Система также предусматривает размещение сведений о соответствующем отделе городской администрации и об ответственных за рассмотрение данного дела сотрудниках, и их телефонах, а также информации о том, когда и как оформляются документы по данному вопросу.

Сотрудники городской администрации, рассматривающие обращения граждан, получили подготовку в компьютерных классах, изучив, как работает система, как вводить и изменять данные. По окончании обучения каждый сотрудник получил идентификационный номер и пароль, разрешающие ему вводить данные на сайт из своего департамента. Это обеспечило достоверность и безопасность представляемой информации.

Как работает программа «OPEN»? Программа «OPEN» не просто предоставляет гражданам информацию, а возможности для осуществления социального контроля за своевременным исполнением процедуры рассмотрения заявлений, отслеживания и предупреждения любых задержек в этом процессе, в порядке ввода данных, а также возможности для выявления злоупотреблений.

Система требует от всех сотрудников администрации указывать на сайте день и час работы с каждым заявлением. Ни один чиновник не сможет отложить рассмотрение дела и тем более не осмелится принять неправомочное решение.

Для того чтобы гражданам было легче получить через Интернет информацию о том, на какой стадии рассмотрения находится поданное ими заявление на получение разрешения или утверждения проекта, и о проволочках в ходе рассмотрения, указывается ожидаемая дата очередной процедуры в процессе продвижения бумаг на каждом этапе.

Сотрудники, ответственные за аудит и инспектирование, могут проверить, истек ли срок, поставленный для выполнения конкретной процедуры, и потребовать от соответствующего департамента, который вводил на сайт «OPEN» информацию, объяснить, по какой причине произошла задержка в отношении данного дела, ввести новую дату следующей процедуры по делу, а в том случае, если данные не были вовремя введены, а указанная процедура была проведена, немедленно обновить данные на сайте.

Система «OPEN» дает возможность отслеживать любые задержки по вводу данных посредством сравнения даты ввода данных с фактической датой рассмотрения заявления на каждой стадии любым чиновником, от соответствующего сотрудника городской администрации до генерального директора.

Результаты. С 15 апреля 1999 года, когда была введена система «OPEN», городскими департаментами было опубликовано в целом 48 330 заявлений граждан, а число посетителей сайта «OPEN» по данным от 4 октября 2000 года было зарегистрировано на уровне 10 000 000.

Общественный интерес к сайту возрастает — каждый день его посещают в среднем 1 900 человек.

Социологический опрос 1 245 человек показал, что 84,3% (984 из 1167) респондентов считают программу «OPEN» способствующей достижению «прозрачности», а 72,3 % (762 из 1055) удовлетворяющей их интересам.

Программа «OPEN» динамично публикует информацию обо всем потоке административной работы в режиме реального времени (теперь о решении по частному делу можно узнать в тот же момент, когда оно было принято), и в этом отношении она уникальна.

Сложно жить в условиях хаоса. Система «OPEN» является прогрессивным инструментом в административном секторе, позволяющим наладить правильное и здоровое его функционирование, при этом все государственные службы центрального и местного уровня должны перенимать работу с данной программой и содействовать ёё развитию и усовершенствованию.

Этот проект, сам по себе, — и констатация проблемы – наличия коррупции — и во многом способ её разрешения.

Столичное правительство Сеула разработало совместно с ООН учебное пособие по работе с системой «OPEN» для распространения в странах — членах ООН. Эти две организации провели демонстрационный учебный показ работы онлайновой системы «OPEN» в Сеуле в августе 2001 года. Тем самым, ООН приветствует её распространение в государственных властных структурах всех стран. Реальное восприятие программы «OPEN» конкретной национальной системой продемонстрирует наличие в высших эшелонах власти политической воли на борьбу с коррупцией, и в этой связи сама данная система выступает своеобразным критерием.

В целом, международное сообщество признало назревшую необходимость в подобном проекте и его действенность. Это подтверждено в резолюции Дурбанской конференции, в которой была дана зарубежная оценка программы «OPEN»: «Мы будем разрабатывать, находить и распространять новые, творческие и эффективные методы предотвращения и выявления коррупции, такие как система открытого рассмотрения тендеров общественных проектов, продемонстрированная нам Мэром Сеула».

Помимо своего самостоятельного значения и автономного существования система «OPEN» является составной частью комплексной сеульской стратегии борьбы с коррупцией. Программа неуклонной борьбы с коррупцией проводится по четырем основным направлениям: 1) превентивные меры, 2) репрессивные меры, 3) большая прозрачность деятельности администрации, 4) более тесное сотрудничество между частными лицами и государственными службами.

1) Превентивные меры заключаются в ослаблении государственного регулирования во всех административных сферах. Были либо отменены, либо упрощены избыточные нормы муниципального регулирования.

Чиновник, слишком долго сидящий в своем кресле, может в своем ведомстве установить систему «продавец-покупатель». Чтобы искоренить потенциальный тайный сговор, администрация Сеула отменила давно установившуюся практику передачи определенного района под контроль одного чиновника, принимающего решения о выдаче разрешений, санкциях и контроле. Отныне чиновникам предписывается ежедневно рассматривать заявления из разных районов. Кроме того, существенные кадровые изменения были проведены в администрациях 25 округов. Таким образом, кадровая политика в Сеуле, как и во многих других государствах, остаётся центральным звеном антикоррупционной политики.

2) Репрессивные меры вводятся в действие за каждый проступок, совершённый городскими чиновниками Сеула. Для осуществления принципа нулевой толерантности к коррупции введена система прямого обращения к мэру. Раз в месяц почтовые открытки с оплаченным ответом посылаются тем, кто имел дело с городской администрацией в сферах, подверженных коррупции. Их просят отправить открытки с информацией о любых злоупотреблениях обратно на адрес мэра. Мэр лично читает все открытки и следит за тем, чтобы все нарушители закона были должным образом наказаны.

3) Для обеспечения большей прозрачности деятельности администрации Сеула разработана программа «OPEN», делающая абсолютно открытой деятельность административных учреждений, подверженных коррупции. Наряду с «OPEN» введён Индекс антикоррупционных показателей. Он позволил в 1999 году определить уровень «чистоты» каждой административной единицы, полученные результаты были опубликованы. Индекс антикоррупционных показателей Сеула подсчитывался как по результатам опроса мнения лиц, обращавшихся в государственные службы, так и на статистике антикоррупционных мер, предоставляемой администрацией. Индекс служит стимулирующим средством, порождающим здоровую конкуренцию между органами городской власти Сеула.

4) Элементы сотрудничества между частными лицами и государственными службами прослеживаются по всем вышеупомянутым направлениям. Кроме того, было внедрено ещё одно нововведение — «Договор о неподкупности» с целью предотвращения коррупции и любых других нарушений закона в сфере поставок товаров и услуг населению. Обязательство не брать взяток является соглашением между чиновниками, курирующими поставки товаров и услуг, и претендентами на выполнение строительных работ или поставщиками товаров и услуг. Подписывая такой договор, стороны соглашаются, что в случае его несоблюдения будут должным образом наказаны.

В совокупности эти меры качественно дополняют друг друга, поддерживают взаимную действенность и обеспечивают эффективность всей антикоррупционной системы Сеула.

Согласно данным ежегодного отчета ТИ о коррупции ИВК в Южной Корее с 2000 года по 2001 год повысился на 0,2 балла и теперь составляет 4,2. Этот небольшой, на первый взгляд, рост потому настолько хорошо воспринимается, что этот показатель рассчитывался для всей Южной Кореи в целом, а все вышеописанные нововведения практикуются пока ещё только в столице Сеуле, но, тем не менее, оказали влияние на состояние коррупции на территории всего государства.

 

 
 

190000, Россия, г. Санкт-Петербург, пл. Труда д. 2, пом. 13-14,
т/ф (812) 315-40-24, 315-58-35

© Григорий Томчин
© Designed by FineDay.ru, 2003
Hosted by SpaceWeb