02.06.2006
Рулевые пятого колеса
Ведомости (Москва)
От редакции:
Местное самоуправление — фундамент любого государства. Это та власть, которую знают в лицо, она действует в человеческом масштабе. Поэтому создание Всероссийского союза местного самоуправления можно только приветствовать. Важно при этом понять — каковы перспективы нового российского «земства» стать самостоятельной силой. По идее, местные руководители должны зависеть только от воли местных жителей. Полномочия муниципалитетов в большинстве стран обеспечены средствами за счет местных налогов и ограничены законами от произвола вышестоящих властей. Мэры и муниципальные собрания определяют размер местных налогов на землю и недвижимость, решают транспортные и жилищные проблемы.
Попытки создать местное самоуправление в России всегда приветствовались, но практически никогда по-настоящему не реализовывались. Земская реформа XIX века, едва начавшись, была практически свернута в 1880-1890-х годах, когда решения земств (их полномочия схожи с муниципальными) стали вступать в силу только после разрешения губернатора или министра внутренних дел. Некоторые земские деятели горестно называли себя «пятым колесом» в карете российского государства. «Правительство на следующий день после введения земства стало систематически стеснять и ограничивать его. Всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством», — писал лидер большевиков Владимир Ленин.
В постсоветской России авторы реформы самоуправления во главе с бывшим заместителем главы кремлевской администрации Дмитрием Козаком намеревались создать полноценную местную власть по лучшим образцам. Принятый в октябре 2003 года закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» (МСУ) расширял полномочия сельсоветов и горадминистраций. Но финансовой независимости местный уровень так и не получил. По данным экспертов Центра фискальной политики, сейчас бюджеты более 80 процентов из 25 000 муниципальных образований России нуждаются в дотациях. После появления президентских инициатив сентября 2004 года началось ограничение самостоятельности выборных органов власти.
Сначала в закон о МСУ внесли поправки, позволяющие местным депутатам заменить всеобщие выборы мэра приглашением наемного менеджера, при обсуждении кандидатуры которого значительную роль играет мнение региональной администрации. Затем губернаторы и заксобрания получили право откладывать вступление 131-го закона в силу на три года. Они также могут выбирать — позволять муниципалитетам учреждать местные налоги, решать проблемы строительства и вопросы предоставления земли или до 2009 года ограничить сферу их компетенции только вывозом мусора и организацией досуга пожилых людей. Некоторые регионы пошли еще дальше — на днях Мосгордума внесла поправки в закон о МСУ в Москве. Столичные муниципалитеты лишились права согласовывать планы строительства на территории своего района. Все как 120 лет назад.
Сокращение компетенции местной власти может привести к тому, что жители утеряют интерес к выборам мэров и муниципальных собраний. Это, конечно, может удовлетворить амбиции губернаторов, которые считают подчинение мэров и сельских старост компенсацией за утрату выборного статуса. Но пойдет ли ограничение прав местного самоуправления на пользу государству? Если выделять деньги и руководить строительством “школ, бань и канализаций”, как недавно выразился президент, будут из Москвы или областного центра, то недовольство жителей провинции за холод в квартирах и плохие дороги будет адресовано не сити-менеджеру, а губернатору и Кремлю.
«Ведомости», 2 июня 2006 года
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|