10.10.2006
Блокада: Правительство трусов
Ведомости (Москва)
В эти октябрьские дни в России много говорят и пишут о неадекватной позиции, занятой российской стороной по отношению к Грузии. Правительство и президента обвиняют в национализме, в разжигании межнациональной розни и даже в «мягких» этнических чистках — в общем, в прямом попрании российской Конституции. Считают ущерб, наносимый «санкциями» грузинской экономике и российскому имиджу. Но обходят вниманием тот факт, что российские руководители, большинство из которых носили или носят погоны, действуют очень боязливо — по сути, не признавая, что их шаги обусловлены политическими причинами.
Денежные переводы в Грузию собираются запретить по причине «систематической невыдачи на территории Грузии почтовых переводов денежных средств, направляемых из России»; почту не принимают «в связи с имеющимися случаями несоответствия требованиям безопасности вложений в почтовые отправления, направляемые и поступающие из Грузии»; автомобильное сообщение прекращено из-за «серьезных вопросов в области транспорта, а также и по безопасности перевозок», а заход грузинских судов в российские порты — из-за «несоответствия международным конвенциям» (любопытно, каким?). Закрытие принадлежащих грузинским предпринимателям (часть из которых, наверное, и впрямь вела полукриминальный бизнес) фирм объясняется налоговыми или санитарными причинами. К российским гражданам грузинского происхождения приходят исключительно с хозяйственными вопросами.
Власти считают граждан идиотами? Возможно. Но возможно и то, что это делается для того, чтобы оставить себе свободу маневра — претензии в «несоответствии международным конвенциям» несложно отозвать.
У отечественных политиков сегодня стало хорошим тоном прикрываться примерами из международной практики: «Не мы одни применяем санкции». Но как можно сравнивать имеющиеся в виду американские санкции против Кубы с российскими действиями в отношении Грузии, если российские действия официально санкциями не являются?
США — далеко не образец уважения к нормам международного права. Но историю введенных 44 года назад санкций в отношении Острова свободы следует напомнить. В 1960 г. правительство Фиделя Кастро национализировало собственность, которой на Кубе владели граждане США. Предпринято ли в Грузии нечто подобное в отношении россиян? Пока не слышно. И как ответила Америка? Сокращением на 700 000 т в год квоты на покупку кубинского сахара (при общем объеме его экспорта в то время в 5,1 млн т). Комментарии излишни. Третьего января 1961 г., перед уходом с поста президента, Эйзенхауэр разорвал с Гаваной дипотношения — но сделал это за три месяца до подготовленной американцами высадки кубинских эмигрантов в заливе Кочинос. Эта провалившаяся операция (более болезненная, чем арест неудачливых разведчиков) также не остановила торговлю между США и Кубой. Экономическое эмбарго, схожее с примененным Россией против Грузии, было введено только летом 1962 г., когда на Кубе строились стартовые позиции для советских ядерных ракет средней дальности. Неужели что-то подобное сейчас происходит и в Грузии? Наконец, запрет на поездки граждан США на Кубу и прекращение банковских переводов случились после Карибского кризиса, летом 1963 г. Все это, заметим, никак не сказалось на легальных и нелегальных иммигрантах; более того, их начали считать политическими беженцами и относиться к ним более снисходительно.
Но это все частности. Существенное различие в том, что санкции назывались санкциями и были введены официально. Никто не убеждал граждан США, что кубинцы нарушают стандарты производства сахара или что содержание никотина в их сигарах превышает американские нормы. Напротив, всеобъемлющее эмбарго 1963 г. было введено в соответствии со статьей 106 Акта о военных полномочиях, принятого еще 6 октября 1917 г. — незадолго до вступления США в Первую мировую войну. Статья 106 называется вполне определенно: «Акт о торговых операциях с врагом» — и в первых 48 строках четко разъясняет, кто считается «врагом», а кто — «союзником врага». Что было бы, если бы представители российской вертикали власти осмелились оформить действия в отношении Грузии с помощью похожих формулировок? Впрочем, зачем же нам задумываться о том, что могло бы произойти, если этого никогда не случится?
Бросаясь воинственными заявлениями, рассчитанными на «внутрироссийское» потребление, российские руководители боятся дать четкое название своим действиям. Они не лучше и не хуже команды Джона Кеннеди — они просто трусливее. А вроде не должны бы быть — ведь у них на плечах в основном генеральские звезды, а 35-й президент США дослужился только до старшего лейтенанта.
Жаль, что сегодня в политике так мало смелых и честных людей. Но их мало сегодня в любой из «великих» держав — и здесь ссылка на «других» гораздо более уместна.
Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, издатель и редактор ежемесячного журнала «Свободная мысль»
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|