Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
Достояние республики: сохранить нельзя приватизировать Санкт-Петербург: инструкция, как сказку сделать былью
Григорий Томчин
Программа развития Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
В легком жанре
Лидер СПС
Идеология новой России
Законы, которые нам нужны
Всероссийская ассоциация приватизируемых и частных предприятий
Фонд поддержки законодательных инициатив
Биография
Публикации в СМИ
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе

Fineday.ru
okkervil

Петербург. Пуь в XXI веке

II. Уникальный город без юбилейного макияжа

Санкт-Петербург принадлежит к тем городам России и мира, принципы развития которых, являются скорее исключениями из правил, чем их подтверждением. Петербург – уникальный город. Когда произносятся подобные слова, их воспринимают однозначно: со знаком «плюс», рассчитывая на дополнительные прибыли от туризма. Но уникальность Санкт-Петербурга многогранна, и наряду с тем, что привлекает туристов и инвестиции, город бережно сохраняет и то, что отталкивает от него собственных же жителей. За последние годы количество жителей города медленно, но верно сокращается.

Последние десятилетия, полные бурных процессов и ярких явлений в политической и экономической жизни России, заставляют думать, что причина дискомфорта проживания в городе кроется в недавних кризисах, в новых экономических условиях, в общих проблемах страны. Безусловно, город – неотделимая часть государства, разделяющая с ним его судьбу.

Но город — это и значительная территория, со своей экономикой, промышленностью, населением, которая живет по своим внутренним законам, согласно собственной логике исторического развития. Многое из того, что сегодня вызывает неудовольствие горожан, закладывалось не в последние 20 лет, и даже не в предыдущие 70. И связывать благополучие города исключительно с нормализацией ситуацией в стране, по меньшей мере, наивно.

У нас большая страна. И каждый из ее регионов живет так, как умеет. Петербург, возможно, умеет больше, чем другие. Наша задача, объективно взглянуть на город и понять, что нужно ему для развития.

На сегодняшний день, путь развития Петербурга не очевиден. Именно отсюда пессимистические настроения горожан и ожидание изменений к лучшему исключительно «из Москвы». Именно из этого отсутствия определенности перспектив рождается тягостное для каждого петербуржца ощущение, что город все больше становится провинциальным: жизнь идет где-то в другом месте, а не у нас.

Что же происходит с городом?

Немного истории

Всем известно, что Петербург, в отличие от других крупных городов, вошедших в мировую историю и создававшихся в местах традиционного проживания людей, возник исключительно благодаря воле правителя, поставившего перед страной четкую цель. И соображения комфорта будущих жителей играли в этом процессе последнюю роль. Петербург изначально задумывался и строился, как столица крупного государства, которого тогда еще не было, и должен был олицетворять цивилизацию, которой в те времена в России тоже еще не было.

Однако путь к цели, ради которой создавался Петербург, был прерван 1-й Мировой войной. В 1914 году город находился на вершине мировой славы. Но социальные катаклизмы лишили его былого величия. Город прекрасен, но он вызывает горечь. Это почти город-призрак, почти город-мираж. Что же произошло?

Петербург находился на пике своего развития в период с 1900 по 1914 годы. За 14 лет население Петербурга увеличилось в два раза и достигло 2,4 миллиона человек.

С 1900 по 1914 годы Петербург и Лондон по количеству проживающих в нем жителей стояли на первом месте в мире. Для сравнения, в Москве и Риме население насчитывало около 1 миллиона жителей. Амстердам и Берлин – значительно меньше. В этот же период свои центральные офисы в городе открыли 10 из 30 ведущих мировых компаний. Среди них Сименс, Эрикссон, Зингер, Нобель и другие. Именно в то время Петербург и Лондон задавали тон на международных капиталистических рынках. К центру Питера подступали транспортные пути, и поэтому здесь же концентрировалась промышленность. Потом эту «моду» переняли другие страны Европы. Пик развития Петербурга был связан как раз с созданием предпринимательской инфраструктуры вблизи от центра города.

Надо отметить, что план создания такого крупного города, базировался на общем плане развития России. Столыпин предсказывал, что во второй половине 20-го века население нашей страны достигнет 600 миллионов человек. Поэтому и Петербург в исторический период максимального развития индустриального общества строился как промышленно-финансовая столица.

Город потерял свое предназначение после 1917 года. Он перестал быть столицей. Он не мог выполнять функции делового и финансового центра. Городу была вменена роль промышленного центра. Он с ней справился, заплатив собственным будущим.

Уже к 1930 году становится очевидным, что еще недавний «плюс» развития крупных городов — концентрация промышленных предприятий и транспортных развязок – превращается в серьезный минус. Это роняет привлекательность проживания в подобных промышленных центрах, тормозит их развитие. Но везде в мире значительную роль в формировании городов продолжал играть рынок недвижимости и земли: это постепенно, безболезненно и естественным путем привело к вытеснению заводов и транспортных узлов из центров мегаполисов. Уже к середине века все крупнейшие европейские города освободились от производств, обзавелись новыми престижными жилыми районами, плавно и естественно соединившись со своими пригородами.

В Петербурге, то есть, тогда — в Ленинграде, этого не произошло. Город не расширился. Мало того, грузовые транспортные склады и заводы почти сплошным кольцом разорвали территорию города и сделали невозможным развитие городской инфраструктуры.

Вместе с тем, функция промышленного центра привлекала в город все новых и новых жителей. Население росло высокими темпами. Сам город не мог соответствовать этому ритму. В результате — уплотнение, стремительная застройка спальных районов. Эти тенденции были свойственны всем городам России, но только в Петербурге они приобрели необратимый характер.

В Петербурге — самое большое в стране количество коммунальных квартир. В 1991 году, на момент вступления в силу нового Жилищного Кодекса, в городских поселениях России было 16% коммунальных квартир, а в Петербурге — 20%. Сегодня у нас в стране эта проблема почти решена (3%). В Петербурге все еще остается около 18% коммуналок — практически так же, как и было...

Город в очередной раз оказался в условиях, когда его естественное развитие – под вопросом. Без революционных решений, сходных с первым волеизъявлением государя «Здесь будет город заложен» – двигаться дальше он не может.

День сегодняшний

В то время, когда в глубоком кризисе находилась вся страна, кризис Петербурга «гармонировал» с общим фоном и не вызывал вопросов и недоумения. Сегодня, страна выбирается из экономического провала. На фоне еще более печальной картины где-нибудь в Псковской области или на Сахалине, многие регионы страны во главе со столицей растут и развиваются, предоставляя своим жителям возможность жить и наслаждаться жизнью. Отдельные показатели деловой жизни Петербурга вроде бы говорят о том же. Но безжалостная статистика свидетельствует, что за последние три года количество жителей сократилось на более чем 400 тысяч человек.

Потому что в городе не удобно жить.

Теснота города и несовершенство пассажирских перевозок, экологические недостатки и дороговизна жизни, проблемы с жильем и несовершенство коммунальных сетей… перечислять проблемные зоны города можно бесконечно. Каждый из жителей в состоянии сделать это, только посмотрев вокруг себя. Мы живем с ощущением, что это издержки объективной реальности, что это недостатки времени перемен. Но абсолютное большинство городских проблем решаются разумным планированием и вдумчивым управлением, основанным на принципах устойчивого развития региона.

Сегодня Петербург – это юный по историческим меркам город с телом дряхлого старика и утерянным предназначением. Тем не менее, мы имеем колоссальный ресурс возрождения Петербурга, который нужно обнаружить и правильно им воспользоваться. А начинать надо с развенчания мифов.

Устойчивое развитие — это развитие, которое отвечает потребностям настоящего времени, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

Иллюстрации:


Плотность населения г. Петрограда в 1915 году


Формирование внутреннего промышленного пояса
в системе города в XIX-XX вв

14.01.2005
Главный санитарный врач РФ проверяет, обосновано ли повышение цен на ЖКХ и транспорт
Он не исключает, что "в ходе начавшегося процесса, связанного с "монетизацией" льгот, допускаются или могут быть допущены нарушения соответствующих прав и интересов потребителей".
14.01.2005
«Единая Россия» знает, как решить проблему монетизации
Также местным властям будет предложено разрешить сотрудникам правоохранительных органов бесплатно пользоваться транспортом, но только если они одеты в форму.
14.01.2005
Вопрос о вступлении России в ВТО может быть решен уже к концу 2005года
Россия уже завершила переговоры как по товарам, так и по услугам с 15 государствами-членами ВТО.
14.01.2005
Госдума приглашает премьера выступить с докладом
Главе правительства предложено информировать депутатов об итогах социально-экономического развития страны в 2004 году и рассказать о мерах, принимаемых правительством по выполнению задачи удвоения ВВП.
Подписка на новости: