Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
Новости  |  Аналитика  |  Публикации  |  Комментарии  |  Григорий Томчин   
Передача памятников архитектуры в частные руки Шелковая угроза с востока
Григорий Томчин
Город Бизнес Общество
На главную
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Идеология новой России
Биография
Лидер СПС
Всероссийская ассоциация приватизируемых и частных предприятий
Публикации в СМИ
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе

Fineday.ru
okkervil

Аналитика

17.02.2005
Григорий Томчин: Цвет политического сезона - оранжевый

 Новое слово украинской новейшей истории - «оранжевая революция»  - имеет все шансы войти и в российский политический лексикон.  Еще год назад рассуждения о возможности повторения подобного сценария       были бы смешны и нелепы. Но за последнее время накопилось масса ошибок власти, приближающаяся к критической. И оживление оппозиции вокруг примера независимой Украины заставляет нас всерьез задумываться о том, что может принести нам российский римейк.

 

            Ошибки ошибкам рознь. Повторение украинского сценария, к сожалению, становится  возможным. И пример народной реакции на  монетизацию льгот показал, что массы еще способны подняться и пойти за тем, кто поведет за собой. Что делает реальным вариант оранжевой революции на российском пространстве? Ошибки власти. И ошибки не стратегические, а обидные погрешности системы принятия решений.

            Начнем с наболевшего – с монетизации. Суть решения, за которое и ратовали больше всех правые, позитивна – перевести мнимые льготы в действительные, сделать так, чтобы организации, обеспечивающие льготные услуги, получали живые деньги, а не обещания от бюджета. И проблема, которая была понятна с самого начала, - проблема больше социально-психологическая, нежели экономическая. При нынешнем уровне жизни пенсионеров и других категорий льготников никакие доплаты не могут компенсировать тот моральный ущерб, который приносится одномоментным увеличением статей расхода на транспорт, лекарство, квартплату. Это как с денежным займом: «Занимаешь чужие, а отдаешь – свои». Так и здесь: в кассе тебе доплачивают компенсацию, а в трамвае расплачиваешься из своего кошелька. Те решения, которые сейчас ищут правительство и местные власти, можно было запланировать заранее и избежать любых конфликтных ситуаций. Почему этого не произошло? Наивно предполагать, что за этим стоял чей-то черный замысел или даже недобросовестность исполнителей, как пытаются представить дело сегодня. Причина одна – порочность нынешней системы принятия решений.     

            Власть, не имея внутри себя системы «сдержек и противовесов», принимает наиболее простые решения в рамках должностных инструкций каждого исполнительского звена. Поэтому, если во власти не выстроена система, которая заставляет исполнительную власть советоваться, то ошибки в реализации неизбежны. И даже не просто неизбежны, они будут накапливаться с  каждым новым решением власти, сколь бы благими не были первоначальные намерения. 

            Если взять каждого в отдельности начальника, то он сделал все, что от него хотели по вопросу монетизации. Но только наиболее простым и выгодным для его ведомства способом. А если бы он вдруг начал рассуждать о менталитете пенсионеров, то вышестоящее начальство его просто не поняло бы. Он в лучшем случае был бы послан… работать дальше, а в худшем – уволен.

А вот если бы о менталитете пенсионеров стала рассуждать фракция в парламенте, отличная от других, то с этим пришлось бы считаться. Если бы выборный губернатор начал бы говорить о менталитете, то с ним тоже пришлось бы считаться. А если губернаторы знают, что через полгода их можно уволить, то они не будут рассуждать о последствиях. Это не значит, что назначение губернаторов – плохо, а выборы – хорошо. Это просто очередной пример еще одной технологической ошибки власти. Да, надо было менять систему выборов, я бы даже сказал, систему появления исполнительной власти в регионах. Но опять власть допустила технологическую ошибку, которую не могла не допустить в нынешнем состоянии: выработало самое простое из возможных решений. И упростив механизм «надавливания кнопки» сверху вниз, усложнила жизнь не только тем, кто снизу, но в первую очередь самой себе.

            Лавинообразное накапливание ошибок власти, связанных с технологией принятия и реализации решений, начинает вызывать массовые недовольства. На этой волне оппозиция вполне способна возглавить движение, которое может привести к любым последствиям. Но надо ли это нам? 

            У кого козыри?  У нас пока еще не авторитаризм. У нас сегодня - закрытая демократия. Это когда без революций, без смены элит происходит периодическая смена личностей власти, и даже форматов власти.

            А вот если в 2008 году президент пойдет на третий срок, то это будет начало авторитаризма. Если же будет переход к парламентской республике или квази-парламентской (Путин становится премьером, при ограничении президентских полномочий), то это все еще останется формой закрытой демократии.

            Свалиться же в тоталитаризм мы имеем все шансы в одном случае: если оппозиция воспользуется промахами власти и ужесточит намечающееся противостояние.

            Тогда возникает реактивное сопротивление власти и быстрый переход из закрытой демократии к авторитаризму и сразу же – к тоталитаризму. Исторический пример такой схемы – незабвенный  1917 год. Именно тогда к формирующейся закрытой демократии представили оружие революции, радикализировали ситуацию и произошел мгновенный переход к авторитаризму и тоталитаризму. И, кстати, не так важно, со сменой элит или без происходит этот переход. К власти приходят «крайние». То есть, иначе говоря, с какой стороны окажется «Рогозин». Но радикальный лидер оказывается  в выигрыше в любом случае - он приходит к власти с любой стороны. Ему не выгодно только, если не будет этой революционной поляризации. Поэтому именно Рогозин предлагал наиболее радикальные действия – голодовку, то есть попытку обострить ситуацию до крайности.

            Сейчас много говорится о том, что новый «левоватый» народный фронт, который поглощает всю демократическую оппозицию, имеет больше шансов воздействовать на власть. Эти предположения беспочвенны.  Такого не бывает. Потому что, демократический процесс -  это переговоры. А при обострении противостояния, при радикализации ситуации, при угрозе революции - нет переговоров. Улица не может быть переговорной площадкой нигде и никогда.

            Надо понимать, что никакого разговора о позиции общественности при выходе на улицу – нет. Общественность может о себе заявлять только через общественные институты. Это довольно кропотливая и тяжелая работа – создание и участие в общественных институтах. Гораздо легче развернуть флаги, помириться со своими заклятыми «друзьями» на почве «Долой!», добиться громкого «пиара» и популярности и… оказаться ни с чем. Потому что «мягкий» вариант революции с демократическим уклоном России не грозит. У «оранжевой» революции в России нет будущего, эта революция по своим взглядам обязана быть радикально-левой. Для России это обернется катастрофой.

            В 1991 году толпа на улице была «окуджавской» ментальности. Ментальности «возьмемся за руки, друзья». Сегодня настроения иные: «Бей гадов!».          

            Кроме того, существуют объективные причины, почему у нас невозможен украинский вариант в каком-либо приближении. Первая - у нас нет борьбы за национальную независимость. А вторая – так называемое «расстояние до Дюссельдорфа». Есть такое понятие в экономике и политике – «расстояние до Дюссельдорфа», степень интеграция в Евросоюз. В России в целом «расстояние до Дюссельдорфа» больше, чем интересы Дюссельдорфа. А Украина – она близка к Дюссельдорфу, ближе, чем мы. А половина Украины ближе к Дюссельдорфу на целых 30 лет: в первом туре голосования Украина голосовала в границах 1940-ого года.  Только в 1945 году, через 30 лет после России, Западная Украина стала советской. Эта часть страны на целое поколение «ближе к Дюссельдорфу».

            В связи с этим можно прогнозировать, что при повторении оранжевый цвет революции в России легко может приобрести выраженный красный, а то и коричневый оттенки. Следовательно, можно скорее рассуждать об игре объединенной оппозиции для приобретения влияния, чем серьезный расчет на успех сыгранного сценария. Почему СПС отказывается участвовать в этих играх?   

 

            Чем хуже, тем лучше. Видимый успех уличного процесса (в конце концов, с монетизацией-то как-то разобрались после бунтов пенсионеров) вроде как подтверждает эффективность практики противостояния. Но всякий выход на улицу ведет к тому, что бунтующий начинает радоваться любой неудаче и ошибке власти. Чем хуже – тем лучше. Грубо говоря, сегодня право-левой оппозиции выгодно, чтобы пенсионеров еще и в марте притесняли, чтобы ничего хорошего не получилось с коммунальными платежами, с лекарствами. В этом моральный ущерб этого противостояния.

            СПС не приемлет лозунга «Чем хуже, тем лучше». И не приемлет не только потому, что там собрались высокоморальные люди.  Не приемлет из-за инстинкта самосохранения.

             Идеология партии состоит из сложных политических и экономических реформ. В ситуации «черное - белое», «плюс – минус» голоса партии нет. А значит, и самой партии нет. Поэтому вопрос об объединенной лево-правой оппозиции – это вопрос о существовании СПС.

            Сегодня что бы партия не делала в рамках своей идеологии, что бы она не говорила – ее не видно и не слышно. Потому что в настоящий момент, в начале 2005 года, исходя из внешних условий - высоких цен на нефть и постоянного роста  социальных ошибок власти, нет потребности в такой партии, как СПС. Надо просто трезво взглянуть на ситуацию: в данный конкретный момент времени правая партия нашему обществу не нужна.

            Потребность в правой партии, опирающейся не на популистские лозунги, а на взвешенные предложения, у общества возникает только тогда, когда идет формирование политической конфигурации, что возможно либо внутри парламента, либо при подходе срока выборов. Так как внутри парламента такой партии нет, а до выборов еще далеко, то в этом случае такой партии нет вообще.  Поэтому единственной стратегией правой партии сегодня должно быть ожидание: ждать изменения ситуации и работать по возможности в тех регионах, где выборы на подходе. И работать не на отрицании, а в позитиве: не противопоставлять лозунги, а предлагать власти свои решения тех или иных проблем. И эта стратегия сегодня единственно результативна: в регионах партия на выборах сильна, но на политической площадке  России ее голос едва слышен.

            Сегодня нарастает всеобщее демократическое раздражение на то, что партия СПС не занимает  «уличную» позицию. А любую другую позицию правой партии никто не услышит, не захочет услышать, несмотря на то, что по любому вопросу партия демонстрирует свою позицию, свое отношение и взвешенное мнение идеологов. Но встать на позицию, которую сегодня приветствуют на улицах,  означает не рост влияния правых, а их исчезновение. И лишний галлон масла в огонь нарастающего противостояния, не имеющего никаких утешительных  перспектив.

 

 

 

           

Григорий Томчин - Аналитика: Программа развития Санкт-Петербурга, Идеология новой России, Законы, которые нам нужны
20.04.2005
Частная собственность должна быть священна
09.04.2005
"Жизнь после пенсии"
07.04.2005
Рынок труда
07.04.2005
Оффшорная зона для интеллекта
04.04.2005
Мы такие разные. Долго ли будем вместе?
Архив
Архив