коррупция мздоимство лихоимство
Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте    коррупция мздоимство лихоимство
коррупция мздоимство лихоимство Что делать со Стабфондом коррупция мздоимство лихоимство Налоги, которые нас выбирают коррупция мздоимство лихоимство
Бизнес
Россия и Европа Город коррупция мздоимство лихоимство Общество коррупция мздоимство лихоимство
коррупция мздоимство лихоимство коррупция мздоимство лихоимство
коррупция мздоимство лихоимство
События
Аналитика
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Идеология новой России
Автобиография
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе

Fineday.ru
okkervil

Публикации

12.05.2006
Экономика лихоимства
Коммерсантъ-Daily (Москва)

Тему борьбы с коррупцией, заявленную в президентском послании парламенту, подхватил вчера и премьер-министр, пообещавший на заседании правительства «изжить это зло» при помощи самых жестких мер. Упоминание жестких мер против коррупции воспринимается как необходимый атрибут образа «настоящего руководителя» и представлений о государственном порядке. Однако на практике заявления о «жестких мерах» говорят как раз о том, что реальной борьбы с коррупцией ожидать не приходится.

Многочисленные исследования коррупции неизменно демонстрируют, что коррупцию порождают дисбалансы и искажения в системе социальных и экономических отношений. Российская коррупция имеет системный и «многоэтажный» характер, причем на различных этажах социального, экономического и политического устройства ее роль и содержание меняются. В России очень явно обозначена разница между коррупцией «внизу» и «вверху», говорит ректор РЭШ Сергей Гуриев. «Один тип платы – это взятка за выполнение чиновником своих прямых обязанностей, его можно назвать «мздоимством», другой – это коррупция в высших эшелонах, «лихоимство», когда поборами занимаются люди, устанавливающие правила». Последнее куда более опасно, так как власть имущие сами определяют правила игры так, чтобы иметь от этого большую прибыль. В случае «лихоимства» и простор для маневра взяточников, и опасность их действий для страны куда больше, чем при «мздоимстве».

В фонде «Индем» также делят коррупцию на бытовую и деловую. Интенсивность деловой коррупции (среднее число взяток, даваемых одним предпринимателем), по данным фонда, снизилась с 2001 по 2005 год на 20 процентов. Однако многократно (темпами, значительно опережающими рост экономики) вырос объем взяток. Это и понятно: деловая коррупция основана на перераспределении ренты. А рост мировых цен на сырье, с одной стороны, и увеличение присутствия государства в экономике – с другой, резко увеличивают объем перераспределяемой ренты.

Бытовая коррупция, к которой относятся взятки в институтах здравоохранения, образования, правоохранительных органах и других не связанных с бизнесом сферах, развивается по-иному. Общий объем рынка бытовой коррупции, по данным «Индема», вырос немного – процентов на семь за четыре года. Однако если раньше в «бытовом» секторе на первом месте по интенсивности коррупции стояли услуги образовательных и медицинских учреждений, а также паспортных столов (оформление регистрации), то сейчас вперед вышли услуги ГИБДД.

В то время как «лихоимство» связано с извлечением ренты от распределения ресурсов и ведения бизнеса и имеет своим фундаментом политическое устройство (избыточность полномочий государства, отсутствие политической конкуренции, слабую защиту собственности, низкий уровень экономических свобод), бытовая коррупция («мздоимство») имеет во многих случаях иную экономическую и социальную природу. Так, коррупция в здравоохранении и образовании просто говорит о том, что юридически бесплатная, гарантированная государством услуга фактически перестала таковой быть. По данным экспертов ГУ-ВШЭ, более 50 процентов пациентов платят за лечение в стационарах, 30 процентов – за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65 процентов – за услуги стоматологов. Системная недофинансированность порождает схемы неформальной доплаты.

Коррупция в милиции, с одной стороны, является бытовой, однако по своей экономической природе ближе к «лихоимству». В отличие от врача и учителя, оказывающего некую услугу, сотрудник ГИБДД не только никакой экономической услуги взяткодателю не оказывает, но, наоборот, не исполняя предписания закона, получает деньги именно за неоказание услуги обществу в целом. Именно поэтому увеличение штрафов никоим образом не влияет на ситуацию на дорогах. Размер штрафа есть лишь знак понуждения к взятке, а ее размер устанавливается с учетом реальной платежеспособности клиента.

Если в случае с медицинской услугой причиной коррупции является невыполнение государством своих финансовых обязательств по обеспечению бесплатной услуги, то в последнем случае причиной является неисполнение государством своих нефинансовых обязательств. Ситуация на дорогах не улучшится, пока система кормления на дорогах не будет заменена системой высоких штрафов. А система кормления не будет упразднена, пока начальник ГИБДД, да и сам премьер-министр не будут отвечать должностью за реальное улучшение безопасности движения.

 

«Коммерсантъ», 12 мая 2006 года

Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

Аналитика
26.10.2007
Григорий Томчин о росте цен

11.09.2007
Григорий Томчин: «Закона о малом бизнесе вообще быть не должно!»

03.09.2007
Григорий Томчин Оценка: отлично с плюсом

28.08.2007
Налоги заплатят граждане

15.08.2007
Судебная экономика

Другие материалы >>>

Подписка на новости:
 
Подписка на анонсы публикаций: