11.09.2007
Григорий Томчин: «Закона о малом бизнесе вообще быть не должно!»
Президент ВАПиЧ(Р), член Общественной палаты РФ Григорий Томчин в интервью газете «Бизнес для бизнеса» рассказал, как в России возможно развивать малый и средний бизнес.
- В Предложениях СПС по вопросам развития малого и среднего предпринимательства сказано, что партия считает поддержку малого и среднего бизнеса одной из своих приоритетных задач и будет всеми доступными политическими средствами добиваться улучшения условий хозяйственной деятельности малых и средних предпринимателей, а также способствовать повышению общественной значимости и социального имиджа предпринимательства. Но и другие партии заявляют нечто подобное.
- Это так. Однако программа СПС отличается тем, что за всеми словами есть конкретная законодательная инициатива. Занятие малым бизнесом у нас сродни подвигу. Предприниматель по сути дела занят 24 часа в сутки. Упустил пару часов, «потратил» их на семью или отдых и, грубо говоря, можешь пролететь – такова специфика российского малого бизнеса. Но, как ни странно, предпринимательское сообщество само плохо понимает, в чем его проблемы. Когда начинают говорить о господдержке, то все в основном сводится к мысли, как бы нам денег побольше выколотить - вот тогда уж мы развернемся! Ну а если не дают, так что же вы хотите – без денег нет и бизнеса! На самом деле, если просто механически выделять деньги на МП, то о его развитии можно забыть. Дело в том, что нашему государству в том виде, в котором оно ныне функционирует, малый бизнес не интересен. Чтобы развивать предпринимательство, необходимо либерализировать страну и в политическом и экономическом смысле. С развитием предпринимательства и прежде всего малого и среднего бизнеса уменьшается зависимость людей от власти. ЧЕМ БОЛЬШЕ МАЛОГО БИЗНЕСА, ТЕМ МЕНЬШЕ ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ. И власть этого не хочет. «Поддерживая» МП, она прежде всего думает о собственном благополучии. А именно создает комитеты по малому бизнесу, закачивает в эти комитеты деньги, те распределяют их среди ограниченного круга предпринимателей и затем все громко отчитываются: вот, мол, смотрите, мы поддерживаем малый бизнес! Это происходит во всех регионах, но толку от такой поддержки мало. К тому же налицо опять зависимость МП от некой госструктуры.
- А что вы предлагаете сделать?
-То, что предлагает СПС - создать такой законодательный климат, в котором бы малый бизнес был способен комфортно жить и развиваться. Вот пример. На всех уровнях говорят, что надо всемерно развивать производственный малый бизнес. С этой целью необходимо крупный бизнес заинтересовать, «застимулировать», чтобы он часть своего производства передавал в малый, выигрывая на себестоимости продукта. Ведь на малых предприятиях накладные затраты намного меньше.
- Что этому мешает?
- Как всегда, наше заскорузлое законодательство. Малый бизнес сидит на «вмененке», и крупному не выгодно ему передавать заказы, потому что придется платить за него НДС. Проблема будет решена, если принять закон, предоставляющий малому бизнесу возможность добровольно платить НДС. Если не будет законов, то малый и крупный бизнес никогда не встретятся.
- И что нужно?
- Нужна политическая воля. Либо надо избрать другой состав Госдумы, где будут работать естественные защитники малого бизнеса, а не искусственные, которые только декларируют свою заботу о нем. Позиция СПС четкая - выйти с законодательными инициативами и заставить их обсуждать. Таким образом, власть будет вынуждена публично предоставить аргументы: почему не принимается тот или иной закон, выгодный малому бизнесу, а в конечном итоге и обществу. И здесь не обязательно даже иметь большинство в парламенте - в ходе дискуссии законы частями, постепенно начнут проходить. Развитие сектора МП возможно только при принятии большого пакета законов.
- Опросы предпринимателей показывают, что не только старые административные барьеры остались, но и новые появились…
- У малого бизнеса реально меньше возможностей договариваться с властью, чем у крупного: натуральный размер взяток меньше, а значит и меньше возможности повлиять на ситуацию. Зато в процентном отношении малый предприниматель выкладывает суммы на различные поборы, значительно большие, чем его «крупные» коллеги. Поэтому ТОЛЬКО МАЛОМУ БИЗНЕСУ ВЫГОДНА НАСТОЯЩАЯ, РЕАЛЬНАЯ БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ! Крупный бизнес с помощью коррупции частенько борется со своими конкурентами, коррупция встроена в систему его жизнедеятельности. Крупному бизнесу полная ликвидация коррупции невыгодна - пропадает рычаг борьбы с конкурентами. Музыку заказывают богатые, поэтому и борьба с коррупцией ведется так, как она ведется – фактически никак.
- В одном из своих интервью вы сказали: «Чем меньше функций у чиновника, тем меньше коррупция». Как сделать эти функции меньше?
- Долгое время считалось, что никак. Но, оказывается, есть в мире положительный опыт. Еще не так давно Южная Корея была одной из самых коррумпированных стран, пока мэр Сеула Гох Кун не прописал для ВСЕХ чиновников регламент оказания услуг. Всего получилось 56 видов услуг, начиная от самой сложной - разработки инвестиционного проекта и кончая элементарной - выдача справки, к примеру, в домоуправлении. Регламент был широко обнародован и любой гражданин мог легко с ним ознакомиться. Главное здесь, что регламент был прописан со стороны клиента. Допустим, поступает заявка, по которой задействовано 10 чиновников. Каждому чиновнику четко прописано, что он проверяет, в какие сроки и, главное, установлен исчерпывающий перечень, по которому может быть принят отрицательный ответ. После этого сам клиент осуществляет контроль за движением своего документа. Он может в любое время зайти на нужный ему сайт и увидеть, у кого конкретно находится его бумага и в каком виде. Если он видит, что ответ просрочен или отказ не вписывается в установленный перечень, то ставит чиновнику «красный флажок». А мэр, придя на работу, включает компьютер и считает количество «красных флажков». Дальше проверка. И ежели три красных флажка были чиновником «честно заработаны», то он без всяких колебаний увольняется. Начало этой работе было положено 8 лет назад. Постепенно количество чиновников уменьшилось в ТРИ РАЗА, так как выяснилось, что их должности просто не нужны! Кстати, некоторые чиновники попали под суд. И Сеул признан самым некоррумпированным городом мира. А ООН признал «Сеульский проект» лучшим по борьбе с коррупцией.
- Так что же мешает перенять «Сеульский проект»?
- Обсуждался этот проект на комиссии по административной реформе и вроде бы все согласились с его эффективностью. Предпринимались попытки создать административные регламенты в правительстве. Но наши регламенты, по сравнению с Сеулом, «развернуты» в другую сторону. У нас даются сроки и формы по докладу наверх. То есть чиновник докладывает и контролируется другим вышестоящим чиновником, а не клиентом. Разница, я думаю, существенная. Необходимо коррупцию «перешибать» законами, четко прописанными административными регламентами. А дальше штрафы, увольнения – чиновник должен нести персональную ответственность за принятые им решения. А то у нас не «одно окно», а дырка в «черный ящик».
- Как вы оцениваете потенциал нового закона о развитии малого и среднего бизнеса?
- Скажем так, закон не получился. Более того, я считаю, что Закона о МП вообще быть не должно. Очень большой риск, что его выхолостят, либо даже если там будет что-либо полезное, просто по старинной русской привычке забудут исполнять. Закону о малом бизнесе просто на роду написано постоянно вступать в противоречие с другими законами. Поэтому целесообразно во всем специальном законодательстве создать нормы для МП, которые в ткани этих законов не будут трактоваться противоречиво. Тогда малому бизнесу работать будет несравненно легче.
- Нужен ли малому бизнесу какой-либо регулирующий орган?
- А зачем? Взяточников плодить? У этой структуры прав все равно не будет никаких. Остается либо взятки брать, либо сидеть и курить. В 90-х было такое ведомство под руководством Ирины Хакамады. Хакамада взяток не брала, оставалось курить. Никто ее всерьез не воспринимал и известна печальная судьба возглавляемого ею органа. Если такой орган опять появится, то это будет «последнее министерство». И все его функции сведутся к распределению некоего количества денег, которые даст государство.
- А как в Общественной палате относятся ко всем этим проблемам?
- В октябре в Общественной палате будет представлен доклад о состоянии гражданского общества. В одном из разделов доклада будут рассмотрены препятствия, стоящие на пути малого бизнеса. Было бы преувеличением сказать, что члены Общественной палаты крайне озабочены состоянием малого бизнеса в стране. В нашем обществе очень специфическое отношение к предпринимательству. Вроде бы многие считают, что малому бизнесу надо помогать. Но как только в поле зрения оказывается успешный предприниматель, то его, мягко говоря, априори считают нечестным человеком. Не верят у нас, что можно не воруя заработать не то что большие, а просто неплохие деньги. Пока в стране не создано общественное мнение в пользу малого предпринимательства. А критерий проявления общественного мнения - либо голосование, либо бунт.
Вел беседу Игорь Крылов
«Бизнес для бизнеса», сентябрь 2007 года
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|