Новая Голландия, инвесторы, Путин, Гергиев, архитектура, памятники
Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте    Новая Голландия, инвесторы, Путин, Гергиев, архитектура, памятники
Новая Голландия, инвесторы, Путин, Гергиев, архитектура, памятники Налоги, которые нас выбирают Новая Голландия, инвесторы, Путин, Гергиев, архитектура, памятники От личной безопасности — к общей Новая Голландия, инвесторы, Путин, Гергиев, архитектура, памятники
Город
Россия и Европа Бизнес Новая Голландия, инвесторы, Путин, Гергиев, архитектура, памятники Общество Новая Голландия, инвесторы, Путин, Гергиев, архитектура, памятники
Новая Голландия, инвесторы, Путин, Гергиев, архитектура, памятники Новая Голландия, инвесторы, Путин, Гергиев, архитектура, памятники
Новая Голландия, инвесторы, Путин, Гергиев, архитектура, памятники
События
Аналитика
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Идеология новой России
Автобиография
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе
Fineday.ru
okkervil

Публикации

07.09.2005
Новая Голландия: наш древний миф
Tomchin.ru

Новая Голландия – величайший архитектурный аттракцион Санкт-Петербурга, который ждёт, когда люди вдохнут в него жизнь и наполнят его подлинным значением

Гений места

Новая Голландия – небольшой треугольный островок необыкновенно правильной формы, единственный из островов Санкт-Петербурга, созданный людьми, кусочек суши между Мойкой, Ново-Адмиралтейским и Крюковым каналами, отрезанный от основной земли. В петровские времена остров Новой Голландии использовался для хранения корабельного леса. Сначала склады были деревянными, а в 1765 г. архитекторы Чевакинский и Валлен-Деламот разработали проект комплекса каменных складов и придумали новый способ сушить лес стоймя. По городу ходили слухи, что главный руководитель строительства складов, подполковник де Герард, умудрился где-то потерять чертежи чуть ли не в первый день работы. Сообщить об этом высшему начальству и, тем более, самому автору проекта, он побоялся и был вынужден строить все здания по памяти. Как ни странно, ему это удалось – во всяком случае, увидев готовые строения, архитекторы не высказали никакого недовольства. Правда или нет, но этот анекдот свидетельствует о сложившейся в глазах современников таинственности образа Новой Голландии.
В1779-1787 годах по проекту Чевакинского и Валлен-Деламота была возведена главная достопримечательность острова – арка Новой Голландии, Египетские ворота. Арку возвели над небольшим каналом, соединяющим бассейн-гавань с Мойкой. Несмотря на то, что этот канал довольно короткий и узкий, возвышающаяся над ним арка выглядит внушительно: ее высота – 23 метра, а ширина пролета - 8 метров с лишним. Украшенная гранитными колоннами и строгим рельефным орнаментом, окруженная деревьями, арка похожа на огромное окно в небо.
Итак, перед нами обыкновенный складской комплекс, который архитектор-классицист решился украсить в соответствии со вкусами времени. Подобную операцию с петербургскими складами, выходящими к воде, раньше Деламота проделал Ринальди в Тучковом буяне, а несколько позже – Тома де Томон в Сальном буяне. И для современников Новая Голландия была именно «как следует» построенным складским комплексом: так в будущем должен был выглядеть весь город.
Но постепенно необычность Новой Голландии становилась всё более очевидной. Неизвестно, понимал ли Деламот, что его триумфальная арка над входящим внутрь острова каналом – это осуществленные утопии барочной живописи, A Hill with a Hole, мост в вечность. Скорее всего, это была неосознанная, интуитивная находка: из-за канала явлена арка, в которую нельзя войти. Эта огромная зияющая дыра в любом другом городе была бы непереносима. И лишь в Петербурге она является нам не много не мало как гением места: ведь главное свойство петербургского пространства – провалы пустоты, обрамленные благородными классическими линиями.
Это хорошо понимали художники Серебряного Века, впервые обратившие внимание на Новую Голландию как архитектурный шедевр и почти мистический феномен. К этому времени на острове появилось ещё несколько примечательных строений, прежде всего – морская тюрьма в форме кольца с круглым внутренним двором, проект которой принадлежал архитектору А. Е. Штауберту. Здание Морской тюрьмы завершило композицию ансамбля. Постепенно жителям города становилось ясно, что Новая Голландия – крайне интересное место, которому необходимо найти настоящее применение.

Права собственности

Однако обстоятельства складывались так, что вплоть до самого недавнего времени Новую Голландию продолжали использовать исключительно в административных целях: в советское время на территории Новой Голландии размещались воинские части. О реконструкции Новой Голландии впервые заговорили лишь в начале 90-х годов прошлого века. Власти города сделали несколько попыток договориться с Министерством обороны, которому в то время принадлежали все постройки Новой Голландии. В результате оба иностранных инвестора, желавшие купить остров (в 1993 и в 1997 годах), не смогли этого сделать из-за юридических коллизий.
Дело в том, что с точки зрения собственности Новая Голландия была и остаётся сложным комплексом объектов недвижимости: 26 зданий, из которых 8 – в собственности Санкт-Петербурга и 18 – в собственности Российской Федерации, причём 5 из них – памятники федерального значения. Такие памятники не могут быть перестроены – лишь восстановлены в первоначальном виде, включая фасады и несущие конструкции. Кроме того, под охраной федерального законодательства находятся набережные Адмиралтейского и Крюкова каналов и старые деревья ценных пород, растущие на острове. Новое строительство можно вести только на северном участке острова в границах так называемой лакуны (она занимает примерно треть территории Новой Голландии), расположенной на набережной Адмиралтейского канала. Да и там существует ограничение по высоте новостроек – они, согласно требованиям КГИОП, не должны превышать 23 метров. Всё это также осложняет работы. Несколько лет назад директор Мариинского театра Валерий Гергиев пытался просить у президента Путина перевести Новую Голландию в разряд памятников местного значения, что позволило бы Гергиеву попытаться использовать остров для строительства второго здания Мариинского театра, но в этом ему было отказано.
Наконец, в конце 2004 г. военные торжественно передали остров под юрисдикцию Санкт-Петербурга, и разговоры о реконструкции возобновились. В июле 2005 года появился и адекватный юридический инструмент: Закон о концессиях. Этот закон специально создан для того, чтобы вовлекать в гражданский оборот имущество, в котором есть части, гражданскому обороту не подлежащие. Государство объявляет конкурс и выбирает концессионера, которому предстоит вложить деньги в это имущество. По договору, концессионер может сам стать бенефициарием, то есть, извлекать из имущественного комплекса прибыль вплоть до бесконечности. Для Новой Голландии, в которой так сложно перемешана собственность государства и города, Закон о концессиях наиболее уместен. В сущности, он почти ничем не отличается от права собственности – за исключением того, что право владения архитектурными памятниками на территории острова остаётся за государством, права же пользования и распоряжения переходят к бенефициарию.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) уже обнародовал требования к инвесторам, готовым взяться за это дело. Конкурс на лучший проект реконструкции Новой Голландии собираются провести осенью. По предварительным подсчетам, инвесторы должны будут вложить в реконструкцию Новой Голландии порядка 500 млн долл.

Истинное предназначение Новой Голландии

Что же собираются строить в Новой Голландии? По мнению руководителя петербургского комитета по охране памятников Веры Дементьевой, остров следует превратить в деловой центр с гостиницами, помещениями для конференций, музеями и выставочными залами.
Это для Новой Голландии, конечно, не подходит.
Нам нужно целевое, повседневное использование памятника, причём такое, которое наиболее полно раскрывало бы его сущность. Новая Голландия, как и всё в Петербурге, - не только символ, но и, прежде всего, практическая вещь. Это, опять же, не противоречит традициям: Петербург всегда старался создать здания, наиболее подходящие под конкретные практические цели, привлекая мировую архитектурную мысль и рассматривая город как живой, функциональный, целостный ансамбль. К примеру, Зимний дворец – это Эрмитаж, Двенадцать Коллегий – Университет. Мы загружаем их, вдыхаем в них жизнь. Насильственная и несоответствующая масштабу цель уничтожает памятник, правильно выбранная – наполняет его подлинным значением.
Нам нужно, чтобы люди бывали в Новой Голландии, проводили там часы, чтобы приходили вновь и не были только гостями. Это – условие творения символа: человеку должно быть внутри интересно, в этом антураже должна пройти какая-то часть его жизни. Поэтому в Новой Голландии нужно устроить развлекательно-торговый центр, где постоянно толпятся люди – жители города и туристы. Чтобы наполнить Новую Голландию людьми, инвестору следует разрешить в Новой Голландии всё, вплоть до казино и публичных домов. Можно даже запретить игорные дома по всему Петербургу – и разрешить лишь в Новой Голландии. Что касается планов устроить в Новой Голландии бизнес-центр, то они мелки для такого места. Кто будет бывать на этом острове, кто увидит его красоту, если там будут сплошные офисы? Тем более странны разговоры о том, что неплохо бы устроить на Новой Голландии стоянку автомобилей (!) для Мариинского театра. Не должно быть в Новой Голландии и жилых домов. Сейчас доля жилых домов в застройке Новой Голландии разрешена на уровне 5% (раньше она составляла 20%), но её следует сократить до нуля.
Новой Голландии сейчас нужен не только архитектор, равный Деламоту. Ей нужен хозяин, который занимался бы Новой Голландией в течение десятилетий и придавал ей востребованное назначение. Новая Голландия – один из величайших архитектурных аттракционов Петербурга. Ведь Петербург – самый новый город из всех «мифологических» городов Европы, на 5-6, а то и на 10-12 веков моложе любого из них. Триумфальная арка Египетских ворот – связь Санкт-Петербурга с веками, в которые самого Санкт-Петербурга ещё не было. Новая Голландия – наш единственный «древний миф». Наш шанс приобщиться к вечности.

Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

Аналитика
29.10.2007
Григорий Томчин о городской политике Валентины Матвиенко

28.09.2007
Григорий Томчин. Пять лет, которые могут изменить город

07.08.2007
У Григория Явлинского появилась оппозиция

25.05.2007
Технопарки: Чиновники не учли, что программисты привыкли к дистанционной работе

22.03.2007
«Единая Россия» позволила сенатору Сергею Миронову остаться «питерским»

Другие материалы >>>

Подписка на новости:
 
Подписка на анонсы публикаций: