Анализ целей и практических задач, решением которых занимаются российские министерства и федеральные агентства под флагом вовлечения интеллектуальной собственности (ИС) в хозяйственный оборот, позволяет сделать некоторые предварительные выводы и сформулировать рекомендации. В первую очередь обращает на себя внимание явная ориентация на фискальные инструменты решения проблемы, от которых давно отказались в тех странах, где аналогичные шаги предпринимались раньше и уже стала очевидной их несостоятельность. В особой мере это касается законодательного регулирования принадлежности прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые получены на основе выполненных исследований, которые финансировало государство. Кроме того, следует отметить, что модернизация законодательства в области интеллектуальной собственности, которая проводится в последнее время, в малой степени направлено на укрепление институтов интеллектуальной собственности, скорее наблюдается их размывание, подмена целей и решаемых задач. На основании этих выводов и с учетом анализа зарубежного опыта уже можно сформулировать некоторые достаточно конкретные рекомендации.
Усилия правительства и законодателей по вовлечению ИС хозяйственный оборот следует сосредоточить на трех основных направлениях.
Во-первых, надо добиться нормального функционирования основных институтов ИС, пресекая все попытки использования этих институтов не по назначению. Институты ИС (патентное и авторское право) изначально предназначены для защиты творческой инициативы. Использование этих институтов не по назначению приводит к их разрушению. Фискальная политика государства в этой области действует разрушительно, прежде всего, на экономику собственной страны.
Во-вторых, надо создавать инфраструктуру для продвижения отечественных разработок на мировой рынок высоких технологий и заказов на выполнение работ из-за рубежа для размещения их в России, прежде всего, в наукоградах.
Наконец, в третьих, что сложнее всего, надо последовательно преодолевать невосприимчивость отечественной промышленности к новым технологиям.
законодательное регулирование (юридические лица):
Имущественные права (владение, распоряжение и использование) на результаты НИОКР и охраняемые законом объекты интеллектуальной собственности должны быть законодательно закреплены за их создателями — юридическими лицами (независимо от их организационно-правовой формы) независимо от источника финансирования, включая средства федерального бюджета. При этом патентование охраняемых законом объектов интеллектуальной собственности осуществляется исключительно от имени их создателя.
Государство имеет право ввести в отношении правообладателя ИС ограничения на распоряжение или использование имущественных прав в следующих случаях и на определенных условиях:
- государство в интересах национальной безопасности, национальной обороны, общественного здравоохранения может без согласия правообладателя довести до рынка результаты НИОКР и охраняемые объекты ИС (использовать в конечном продукте или распорядится в форме передачи лицензии на использование), создание которых было осуществлено за счет средств правообладателя. При этом правообладателю должна быть выплачена соразмерная компенсация;
- государство в интересах национальной экономики для использования в работах по государственным заказам может потребовать, а правообладатель обязан исполнить это требование в отношении безвозмездной передачи государственному заказчику копий экземпляров научно-технической, технологической, конструкторской и программной документации, полученной в результате выполнения НИОКР, финансирование которых было осуществлено из федерального бюджета при выполнении государственного заказа;
- государство обязывает правообладателя на результаты НИОКР, финансирование которых было осуществлено из федерального бюджета при выполнении государственного заказа, информировать государственного заказчика о намерении использовать результаты НИОКР в интересах третьих лиц и контролирует выполнение этого обязательства. При заключении правообладателем с третьим лицом договора об использовании результатов таких НИОКР прибыль, полученная в результате исполнения договора распределяется между правообладателем и государственным заказчиком. При этом доля государственного заказчика не может превышать объема бюджетного финансирования конкретного государственного заказа, выполненного правообладателем;
- государство в интересах национальной экономики может потребовать, а правообладатель обязан исполнить это требование в отношении предоставления государственному заказчику неисключительной лицензии для доведения до рынка патентов (свидетельств и т.п.) на охраняемые объекты ИС, полученные в результате выполнения НИОКР, финансирование которых было осуществлено из федерального бюджета при выполнении государственного заказа. При этом правообладателю должна быть выплачена соразмерная компенсация;
- государство обязывает правообладателя на охраняемые объекты ИС, полученные в результате выполнения НИОКР, финансирование которых было осуществлено из федерального бюджета при выполнении государственного заказа, информировать государственного заказчика о намерении использовать патенты (свидетельств и т.п.) на такие объекты ИС в интересах третьих лиц и контролирует выполнение этого обязательства. При заключении правообладателем лицензионного договора об использовании третьим лицом прав на такие объекты ИС прибыль, полученная в результате исполнения договора распределяется между правообладателем и государственным заказчиком. При этом доля государственного заказчика не может превышать объема бюджетного финансирования конкретного государственного заказа, выполненного правообладателем;
- при осуществлении национализации, если для выпуска стратегической продукции необходимо использование имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, неразрывно связанные с производственным процессом (технологическая, конструкторская и программная документация), собственники указанных прав обязаны заключить договоры с уполномоченным государственным органом о передаче этих прав, предусматривающие выплату соразмерного возмещения в соответствии с общим порядком выплаты возмещения собственнику при национализации. Исключительные неимущественные права собственников, а также их имущественные права на охраняемые законом объекты интеллектуальной собственности национализации не подлежат;
- при осуществлении реквизиции, если для выпуска стратегической продукции необходимо использование имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, неразрывно связанные с производственным процессом (технологическая, конструкторская и программная документация), собственники указанных прав обязаны заключить договоры с уполномоченным государственным органом о передаче этих прав, предусматривающие выплату соразмерного возмещения в соответствии с общим порядком выплаты возмещения собственнику при реквизиции. Исключительные неимущественные права собственников, а также их имущественные права на охраняемые законом объекты интеллектуальной собственности национализации не подлежат.
институциональные меры:
Отказаться от всех сомнительных инициатив, извращающих суть институтов ИС, в том числе от мероприятий фискальной направленности (пополнение бюджета через ФАПРИД) и использования ИС в качестве инструмента для передела собственности (увеличение доли государства в акционерном капитале стратегически важных предприятий за счет «Вклада» в виде прав на разработки этих же предприятий). Надо изъять фискальные функции у ФАПРИД и направить его деятельность на пресечение утечки технологий, причем главные усилия сосредоточить на аналитической работе по выявлению механизмов и каналов утечки, разработке адекватных мер противодействия.
Интерпретировать Порядок инвентаризации и стоимостной оценки ИС не как нормативный документ, а как систему мер по созданию полноценных институтов учета и оценочной деятельности. В том числе необходимо: внести изменения в порядок учета затрат на НИОКР при исчислении налогооблагаемой прибыли (в соответствии с международным стандартом); ввести практику учета патентов по условной стоимости (например, как в США); гармонизировать терминологию и стандарты оценочной деятельности и бухгалтерского учета.
Создать первичные механизмы торговли интеллектуальной собственностью, например, на основе сети технологических брокеров, опираясь на те частные структуры, которые уже утвердились на этом рынке и доказали свою жизнеспособность. Роль государства здесь может быть интегрирующей и поддерживающей. Основные усилия в этом случае следует направить на создание соответствующей инфраструктуры.
Создать общенациональную систему размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, действующую исключительно на конкурсной основе независимо от характера и источника финансирования. Создать условия, при которых российские программисты и ученые, проживающие в наукоградах, могли свободно работать на иностранные фирмы, не выезжая для этого из России.
Повысить эффективность правовой защиты ИС, в том числе за счет сокращения времени разбирательств в судах и упрощения доступа к необходимой информации. Для этого создать специализированный суд по авторскому праву и сделать Высшую патентную палату организационно и финансово независимой как этого требует закон. Патентную информацию сделать максимально доступной. Для повышения эффективности защиты авторских прав целесообразно ввести институт присяжных поверенных, действующих от имени авторов (через российские авторские общества) и наделенных правомочиями изымать контрафактную продукцию.
Ввести меры государственного стимулирования инновационной деятельности по созданию объектов ИС и внедрению результатов интеллектуальной деятельности: в частности, прямое финансирование (субсидии, займы) создания новой продукции и технологий в малых и средних исследовательских и конструкторских фирмах; предоставление ссуд (в том числе без выплаты процентов); снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей; отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если внедрение изобретения приводит к созданию новых рабочих мест; исключение из налогооблагаемой базы стоимости нематериальных активов предприятия и др.
|