Президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий

Председатель Совета Фонда поддержки законодательных инициатив

Председатель Санкт-Петербургского отделения партии «Союз Правых Сил»

Томчин - гражданинТомчин - политикТомчин - личность
Григорий Томчин

Санкт-Петербург перспективный проект России

 

Персональный сайт

Поиск:

 


Главная


Лидер СПС


Программа развития Санкт-Петербурга


Законы, которые нам нужны


Идеология новой России


Всероссийская Ассоциация приватизируемых и частных предприятий


Фонд поддержки законодательных иннициатив


Публикации в СМИ


Биография


Глас народа


Форум




 






be number one

 

Назад

 

«Офшорная зона» для интеллекта. 3. Заключение

 

Интересы государства при реализации интеллектуальной собственности должны обеспечиваться, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособного сектора экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.

Государству целесообразно закрепить за собой исключительные права только на результаты научно-технической деятельности, связанные с интересами обороны и национальной безопасности, а также права на результаты научно-технической деятельности, относительно которых оно имеет намерение самостоятельно довести разработки до промышленного применения и реализации готовой продукции. Во всех иных случаях права на результаты научно-технической деятельности должны быть отданы организациям-разработчикам новой техники, которые и будут напрямую взаимодействовать с инвесторами.

Одновременно в интересах государства при закреплении прав за организациями-разработчиками необходимо сохранить рычаги государственного управления исключительными правами на результаты НИОКР, выполненных за счет бюджета, для соблюдения экономической и технологической безопасности страны, в том числе:

  • гарантированное приобретение государством неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование результатов НИОКР для государственных нужд при передаче исключительных прав организациям-разработчикам;
  • право контроля за использованием созданных на средства федерального бюджета результатов НИОКР, передаваемых исполнителям и пользователям.

Конкретные шаги в области защиты и охраны прав интеллектуальной собственности должны включать:

  • подготовку соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующих отношения собственности в сфере научно-технической деятельности, включая нормы правовой охраны секретных объектов интеллектуальной собственности;
  • внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты («Кодекс об административных правонарушениях РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества»), регламентирующие вопросы выявления нарушений прав авторов и правообладателей объектов интеллектуальной собственности, доказательства нарушения исключительных прав, а также вопросы проведения экспертизы в этой области;
  • разработку типовых государственных контрактов, учитывающих сбалансированность законных интересов участников процесса создания и использования результатов научно-технической деятельности;
  • разработку порядка определения источников и объема финансирования и выплаты компенсаций владельцам объектов интеллектуальной собственности и информации о технологиях в случае их засекречивания (закон РФ «О государственной тайне»).

Практическая реализация изложенных выше принципиальных положений в законодательных нормах и административных решениях позволит:

  • предотвратить необоснованное ущемление прав исполнителей научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в том числе за счет государственного финансирования, что в противном случае неизбежно приведет к снижению эффективности использования результатов этих работ;
  • стимулировать заинтересованность исполнителей бюджетных НИОКР в государственной регистрации и защите ценных знаний и технологических решений, без чего государственный заказчик (в лице чиновника-администратора) не сможет самостоятельно идентифицировать и выделить из общего массива научно-технической информации патентоспособные решения;
  • препятствовать «уводу в тень» наиболее перспективных технологических достижений и их реализации за пределами легального хозяйственного оборота;
  • создать благоприятные условия привлечению частных инвестиций в наукоемкое производство, установив четкие границы и правила разграничения прав на результаты НИОКР и охраняемые законом объекты интеллектуальной собственности между научно-техническими организациями и представителями государства;
  • в целом, создать действенный механизм, который будет способствовать ускорению темпов освоения новых технологий, повышению конкурентности страны в мировой экономике.

 

 
 

190000, Россия, г. Санкт-Петербург, пл. Труда д. 2, пом. 13-14,
т/ф (812) 315-40-24, 315-58-35

© Григорий Томчин
© Designed by FineDay.ru, 2003
Hosted by SpaceWeb