|
Интересы государства при реализации интеллектуальной собственности должны обеспечиваться, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособного сектора экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.
Государству целесообразно закрепить за собой исключительные права только на результаты научно-технической деятельности, связанные с интересами обороны и национальной безопасности, а также права на результаты научно-технической деятельности, относительно которых оно имеет намерение самостоятельно довести разработки до промышленного применения и реализации готовой продукции. Во всех иных случаях права на результаты научно-технической деятельности должны быть отданы организациям-разработчикам новой техники, которые и будут напрямую взаимодействовать с инвесторами.
Одновременно в интересах государства при закреплении прав за организациями-разработчиками необходимо сохранить рычаги государственного управления исключительными правами на результаты НИОКР, выполненных за счет бюджета, для соблюдения экономической и технологической безопасности страны, в том числе:
- гарантированное приобретение государством неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование результатов НИОКР для государственных нужд при передаче исключительных прав организациям-разработчикам;
- право контроля за использованием созданных на средства федерального бюджета результатов НИОКР, передаваемых исполнителям и пользователям.
Конкретные шаги в области защиты и охраны прав интеллектуальной собственности должны включать:
- подготовку соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующих отношения собственности в сфере научно-технической деятельности, включая нормы правовой охраны секретных объектов интеллектуальной собственности;
- внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты («Кодекс об административных правонарушениях РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества»), регламентирующие вопросы выявления нарушений прав авторов и правообладателей объектов интеллектуальной собственности, доказательства нарушения исключительных прав, а также вопросы проведения экспертизы в этой области;
- разработку типовых государственных контрактов, учитывающих сбалансированность законных интересов участников процесса создания и использования результатов научно-технической деятельности;
- разработку порядка определения источников и объема финансирования и выплаты компенсаций владельцам объектов интеллектуальной собственности и информации о технологиях в случае их засекречивания (закон РФ «О государственной тайне»).
Практическая реализация изложенных выше принципиальных положений в законодательных нормах и административных решениях позволит:
- предотвратить необоснованное ущемление прав исполнителей научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в том числе за счет государственного финансирования, что в противном случае неизбежно приведет к снижению эффективности использования результатов этих работ;
- стимулировать заинтересованность исполнителей бюджетных НИОКР в государственной регистрации и защите ценных знаний и технологических решений, без чего государственный заказчик (в лице чиновника-администратора) не сможет самостоятельно идентифицировать и выделить из общего массива научно-технической информации патентоспособные решения;
- препятствовать «уводу в тень» наиболее перспективных технологических достижений и их реализации за пределами легального хозяйственного оборота;
- создать благоприятные условия привлечению частных инвестиций в наукоемкое производство, установив четкие границы и правила разграничения прав на результаты НИОКР и охраняемые законом объекты интеллектуальной собственности между научно-техническими организациями и представителями государства;
- в целом, создать действенный механизм, который будет способствовать ускорению темпов освоения новых технологий, повышению конкурентности страны в мировой экономике.
|