|
Уже более полугода рассматривается в Министерстве культуры Закон «о разграничении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности», который крайне необходим Санкт-Петербургу. Смысл закона – запустить те здания — архитектурные памятники, которые не являются музеями и музейными фондами, театрами и концертными залами в гражданский оборот. То есть продавать их тем, кто согласен обслуживать и содержать памятник.
Деньги от продажи памятников направляются на содержание тех зданий, которые остались в ведении государства. Таким образом, город не только получает средства на ремонт и реконструкцию отдельных памятников, но и гарантии обеспеченного будущего остальных охраняемых объектов.
В Санкт-Петербурге около 4,5 тысяч зданий, охраняемых государством. Это 15% зданий всего города. Из этих 4,5 тысяч – 2,5 тысячи – памятники федерального значения. Больше охраняемых зданий только в Венеции, где, как и в Петербурге, под патронатом ЮНЕСКО находятся не отдельные сооружения, а историческая часть города целиком.
Только 400 из этих зданий — театры, музеи, музейные фонды, концертные залы. Зато все остальные – само тело города. Даже тюрьма «Кресты» и башня Ленводоканала являются архитектурными памятниками. На сегодняшний день здания-памятники федерального значения не могут сменить собственника и их обязано содержать государство.
Государство такой возможности просто не имеет. Учитывая, что многие из зданий требуют полной реконструкции и капитального ремонта, не говоря уже о регулярном профилактическом обслуживании, никакого бюджета не хватит на сохранение такого культурного наследия. В результате, на здании штамп «охраняется», а по сути дела, ему дают свободно разрушаться.
Смысл нового законопроекта – заставить собственника здания его обслуживать, реконструировать, реставрировать. Как это можно сделать? Важно разделить два понятия: «собственность» и «значение». Памятник должен иметь федеральное значение – и это означает для нового собственника массу оговорок и условий по его использованию, а вот «собственность» может быть любой: муниципальной, федеральной, частной.
Сейчас порой для того, чтобы запустить в гражданский оборот то или иное охраняемое здание его переводят в памятник городского значения – так проще. Но такая практика порочна. Она не гарантирует сохранение культурного наследия города, не гарантирует сохранение исторической части центра в том виде, в котором он взят под охрану ЮНЕСКО.
Новый закон позволяет зданию менять собственников, если они не справляются со своей задачей обслуживания памятника.
До сих пор идея передачи зданий-памятников в частную собственность воспринимается, как нечто кощунственное. Это происходит только потому, что согласно современным законам «собственность» и «значение» архитектурного памятника неразрывно связаны. Новый закон разделяет эти понятия.
Исторический центр Санкт-Петербурга должен оставаться памятником общенационального, общефедерального значения. Это бесспорно. Чтобы сохранить город таким, какой он есть, охраняемые ЮНЕСКО здания нельзя переводить в памятники муниципального значения.
Сохранение федерального значения конкретного здания-памятника означает для собственника дополнительное обременение: необходимость подтверждать свою финансовую состоятельность для реконструкции памятника, выполнять график реставрации и открывать интерьеры для публичного осмотра, если есть в этом потребность, наконец, использовать памятник только так, как оговорено в условиях.
Например, Елисеевский магазин – здание-памятник. Согласно требованиям ЮНЕСКО – его нужно сохранять в виде магазина. Музей или казино здесь будет нарушением культурной среды. Подобные ограничения на использование необходимы и разумны. Ценность того или иного здания в центре города напрямую зависит от его культурного окружения и содержания. Использование его согласно историческому предназначению – это и сохранение культурной среды, и коммерчески оправданное мероприятие.
Закон накладывает много ограничений на целевое использование памятника, но в итоге, открывает саму возможность его использования. А это именно то, в чем нуждается Петербург.
После принятия закона можно вести речь о создании федеральной программы сохранения культурного наследия Петербурга. Эту федеральную программу от нас требует ЮНЕСКО, но она до сих пор не разработана. Новый закон, формируя условия для привлечения средств на заботу о зданиях-памятниках, позволяет создать эффективную, действенную программу, которая поможет сохранить красоту нашего города не только на словах.
Закон, о котором идет речь: «о разграничении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности», создавался главным образом для Петербурга. Скорейшее его принятие необходимо именно Петербургу. Только здесь проблема памятников неразрывно связана с перспективами развития города. Это не значит, что проблема охраняемых зданий не актуальна для других городов России. Но для Петербурга – это не просто разумное решение очередного спорного вопроса государственной собственности. Это вопрос выживания.
ЗАКОН о разграничении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности.
Разработан Комитетом ГД РФ по экономической политике и предпринимательству, в настоящее время рассматривается Министерством культуры РФ. Разграничивает понятия «собственность» и «значение», тем самым, облегчая гражданский оборот охраняемых зданий-памятников без ущерба их статусу и состоянию.
Для Петербурга: реальная и единственная возможность сохранить центр города, уберечь его от разрушения.
|