02.03.2007
СПИД, порнография и швабры как элементы предвыборной кампании
Ведомости (Москва)
О небывалом накале борьбы перед выборами в законодательные собрания 11 марта можно судить по политрекламе. Партии обещают в разы повысить зарплаты и пенсии, устраивают искусственные пробки на дорогах и мнимые похороны, пугают избирателей СПИДом у конкурентов и помещают их в порнографическом виде. Реклама стала более хитрой и изощренной, но совершенно оторванной от реальности, констатируют эксперты.
Конкурс пенсий и зарплат
Одна из популярных тем предвыборной наружной рекламы — обещания в разы увеличить доходы населения. В Петербурге после воскресного съезда «Справедливой России» на биллбордах с портретом лидера списка Оксаны Дмитриевой появилось дополнение — «пенсии 7 тысяч рублей». Еще более высокие обязательства берут на себя «Патриоты России» в Ленинградской области: «Увеличить пенсии в 4 раза», «Стипендию — 3 тысячи рублей». Дальше всех пошли самарские единороссы: они публично обещают повысить пенсии до 10 000 руб., а зарплаты — до 25 000 руб.
На улицах Самары и Тольятти уже появились плакаты антирекламного содержания: «Пенсии 10 000 руб. через 10 000 лет».
Такие цифры действительно фигурировали в утвержденном на декабрьском съезде «Единой России» партийном проекте «Достойный труд». Но речь шла о средней зарплате и только через три года, уточняет один из кураторов проекта, председатель комитета Госдумы по труду Андрей Исаев. В правительстве проект не согласован, а для его осуществления, говорит Исаев, требуется целый комплекс мер: «Чтобы средняя зарплата стала 25 000 руб., нынешние расходы бюджетной сферы должны быть повышены в два раза».
Наученная горьким опытом прежних кампаний, «Единая Россия» больше не напирает на собственные «знаковые лица», малоизвестные или вызывающие неоднозначную реакцию избирателей, а обещает конкретные материальные блага — рост пенсий и зарплат, отмечает самарский политолог Дмитрий Копалиани.
Сын-миллионер
«Мы — единственная партия реальных дел, и если кому-то сейчас нечем похвастаться, то мы им советуем: присоединяйтесь и помогайте тащить груз общих дел», — доказывает руководитель самарского избирательного штаба «Единой России» Александр Живайкин. И выдвигает встречные претензии к методам ведения агитации «эсеров»: единороссов возмутил плакат, где около изображения губернатора Константина Титова содержится надпись «15 лет у власти — сын долларовый миллионер» (сын губернатора Алексей Титов возглавляет банк «Солидарность»). А рядом с портретом мэра-«эсера» Виктора Тархова — «100 дней справедливости — 250 млн руб. вернул городу»: намек на инициативу нового мэра по возвращению в муниципальную собственность объектов недвижимости, приватизированных при прежнем мэре-«единороссе».
Тема «богатый сын губернатора» эксплуатируется и в Петербурге: много шуму наделала фальшивая газета «Петербургский дневник» (газету с таким же названием издает Смольный), посвященная «Единой России». Основным объектом критических публикаций в «Дневнике» выступает сын губернатора Сергей Матвиенко. «Даже по понятиям, принятым, например, в ОПГ, во время разборок нельзя трогать святые вещи — семью и детей», — возмущается Живайкин.
Единороссы потребовали через суд убрать плакаты, противопоставлявшие Тархова и Титова. Сегодня они уже сняты самими «эсерами», говорит координатор областного штаба «Справедливой России» Александр Шереметьев. Щиты заклеены белыми листами с указанием, к кому обращаться по вопросам размещения агитационных материалов. Так завершается в Самаре «щитовая война», начавшаяся беспрецедентной антирекламой кандидата по Кировскому одномандатному округу № 5, гендиректора компании «Ваша логистическая служба» Анны Лесковской, позднее так и не зарегистрированной окружкомом. Изображение кандидата с полуобнаженной грудью сопровождалось надписью «Удовлетворит любые интересы».
Лесковская, назвав акцию черным пиаром, сказала «Ведомостям», что никаких мер принимать не будет, поскольку не представляет, кого призывать к ответу.
Больные и мертвые
В Петербурге на биллбордах СПС, где Никита Белых в белом свитере призывает голосовать «за молодых и энергичных», заклеено и переписано последнее слово слогана. Получилось «голосуй за молодых олигархов».
Оригинальным трюком стали листовки за подписью штаба СПС о приеме на работу больных СПИДом в качестве агитаторов — при предъявлении справки. По словам сотрудника петербургского штаба правых, сразу после появления листовок перед приемной СПС был оперативно устроен митинг старушек.
Они обвиняли правых в «грязных делах, привлечении на работу больных людей и публичном извещении». Такие же листовки о приеме на работу распространялись и в Ленинградской области, сообщил «Ведомостям» представитель областной избирательной комиссии.
Мрачную трехходовку провели оппоненты «Справедливой России». Атаке подверглись три депутата петербургского заксобрания, популярные в своих округах. Сперва от имени кандидатов были расклеены листовки с предложениями материальной помощи нуждающимся (указанный контактный номер оказался телефоном горизбиркома). Потом появились фальшивые объявления о встрече с кандидатом при участии фигуриста-«эсера» Евгения Плющенко. Последняя серия была выполнена в стиле некролога: электорат извещался, что кандидат был зверски убит, а панихида состоится в Мариинском дворце.
В штабе «эсеров» считают, что анонимные листовки распространялись «группой лиц, близких к «Единой России». По словам политтехнолога «Единой России», «эсеры» сами распространяли на себя грязный пиар, «чтобы их пожалели».
Парад швабр
Появляются нетрадиционные методы контрагитации. В Ставрополе прошли «парад колясок» и «парад швабр», направленные против мэра-«эсера» Дмитрия Кузьмина. Сперва около мэрии собралось около 15 женщин с колясками под лозунгом «Мэр Кузьмин против президента Путина», которые требовали прекратить незаконную застройку скверов и парков. Участники второго парада, одетые в спецовки и фартуки, принесли Кузьмину швабру и предложили подмести за собой. Организовывало акции «Протестное движение города Ставрополя», представители которого утверждают, что не действуют в интересах конкретных партий. Но действуют они совместно с «Молодой гвардией» (молодежным крылом «Единой России»).
Томские «яблочники» для агитации создавали искусственные пробки. Как рассказал источник, близкий к региональному отделению «Яблока», в последнюю субботу января в определенное время дружественные «яблочникам» автомобили и автобусы остановились на 30 секунд, создав пробки в разных частях города. В это время их агенты раздавали в автобусах предвыборные агитки за строительство новых дорог и против плохой снегоуборки.
По словам питерского социолога Романа Могилевского, политическая реклама образца 2007 г. стала более умной, эффективной, качественной и современной. Штабы партий точной наводкой стреляют по своим потенциальным избирателям, а не палят из пушки по воробьям. Но положительная реклама стала более оторванной от реальности, отмечает политолог Владимир Васильев: лидеры стали выглядеть на 10-20 лет моложе, партии приписывают себе заслуги, к которым не имеют никакого отношения. Обещаний с конкретными цифрами в таком количестве раньше не было, констатирует эксперт.
«Ведомости», 2 марта 2007 года
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|