23.10.2006
Экология человека
Ведомости (Москва)
От редакции:
В России нет ни сильной экологической партии, ни тем более хоть сколько-нибудь влиятельного экологического лобби. Зато на решения правительства влияют различные промышленные группы. Это странно, поскольку с экологией в России все гораздо хуже, чем, например, с защитой отечественного производителя.
В конце прошлой недели американский Blacksmith Institute опубликовал список из 10 наиболее загрязненных городов мира, и среди них три (Дзержинск, Норильск и Рудная Пристань около Дальнегорска) оказались на территории России — другие индустриальные страны, такие как Индия и Китай, представлены в списке лишь по одному разу. В полном списке из 35 городов доля России более 20 процентов. Помимо трех названных в расширенной версии рейтинга представлено еще пять городов, в том числе Волгоград, Челябинск и Магнитогорск.
Эксперты Blacksmith Institute самыми загрязненными городами считают те, в которых выбросы или загрязнения наиболее вредны для здоровья населения, учитывается также и число людей, которые подвергаются опасности. Жители Дальнегорска и Рудной Пристани страдают из-за свинцовых рудников, в результате разработки которых загрязняется почва, — здоровье 90 000 человек под угрозой. В Норильске от загрязнений может пострадать 134 000 человек. Исследователи отмечают, что дети, живущие ближе к источникам загрязнений, болеют в 1,5 раза чаще обычного и в Норильске причиной 15,8 процента детских смертей являются респираторные заболевания. В Дзержинске опасность подстерегает уже 300 000 человек, средняя продолжительность жизни мужчины составляет 42 года, женщины — 47. Согласно докладу Blacksmith Institute, в результате неправильной утилизации химических отходов, среди которых есть диоксины, загрязнение воды в городе в 17 млн раз превышает безопасный для здоровья уровень.
Но нельзя сказать, чтобы российские власти вообще закрывали глаза на экологические проблемы в угоду экономическому росту. Росприроднадзор в последнее время проявляет недюжинную природоохранную активность, правда в основном на территориях, где ведется добыча нефти и газа.
По мнению представителей Росприроднадзора, от деятельности иностранных компаний на Сахалине российская природа несет убытки, исчисляемые десятками миллиардов долларов. В данный момент под угрозой дальнейшая разработка «Сахалина-2», а между тем именно в рамках этого проекта впервые в России должна быть применена технология сжижения газа и должен быть построен крупнейший в мире завод по сжижению газа. Из-за претензий того же Росприроднадзора неясна судьба нефтепровода «Дружба», по которому топливо поставляется в Польшу. Независимые эксперты не спорят с тем, что экологические нарушения имеются, но указывают на избирательность претензий, ведь проблемы есть у всего российского ТЭКа. Даже если не брать во внимание политическую версию конфликта, то очевидно, что начавшиеся вслед за историей с «Сахалином-2» проверки «Лукойла», «Роснефти» и «Газпрома» скорее всего окажутся мягкими, не грозящими этим компаниям серьезными последствиями: проблемы у всего ТЭКа будут означать серьезнейшие проблемы у всей российской экономики.
До определенной стадии развития экономики и общества экономические цели превалируют над экологическим ущербом, и это нормально, если считать, что природа — для человека, а не человек — для природы.
Эта логика работает лишь до определенного предела — в какой-то момент ущерб природе начинает приносить вред и самому человеку. Экологические проблемы в густонаселенных регионах сродни медленной смерти. С такими чудовищными ситуациями, как в Дальнегорске или Дзержинске, наносящими прямой вред человеку, должны в первую очередь бороться власти. Все-таки борьба за жизнь и здоровье граждан в списке приоритетов должна предшествовать борьбе за состояние популяций рыб и пернатых, гибнущих из-за разливов нефти.
«Ведомости», 23 октября 2006 года
|