Сахалин-2 Sakhalin Energy
Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте    Сахалин-2 Sakhalin Energy
Сахалин-2 Sakhalin Energy Жизнь после пенсии Сахалин-2 Sakhalin Energy Санкт-Петербург: инструкция, как сказку сделать былью Сахалин-2 Sakhalin Energy
Бизнес
Россия и Европа Город Сахалин-2 Sakhalin Energy Общество Сахалин-2 Sakhalin Energy
Сахалин-2 Sakhalin Energy Сахалин-2 Sakhalin Energy
Сахалин-2 Sakhalin Energy
События
Аналитика
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Идеология новой России
Автобиография
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе

Fineday.ru
okkervil

Публикации

20.09.2006
Передел продукции
Ведомости (Москва)

От редакции:

Последние события вокруг проекта «Сахалин-2» на первый взгляд не имеют двойного дна. Крупный проект по добыче нефти и газа на условиях раздела продукции полностью принадлежит иностранным компаниям. С учетом новейшей российской энергетической политики такое положение неприемлемо, и исправить его берется флагман госкапитализма «Газпром», который договаривается с Shell (один из участников проекта) об обмене активов. В результате газовая монополия хочет получить 25 процентов в операторе проекта Sakhalin Energy.

Сделка была бы выгодна «Газпрому», но у него что-то не заладилось с Shell, переговоры зашли в тупик — вернее, в тупик зашло руководство Shell, которому в обмен на потерю контроля над экспортом в сахалинском проекте предложили всего лишь долю в месторождении Заполярное. После того как в дело вмешались Росприроднадзор и прокуратура, а Минприроды отменило собственную положительную экспертизу проекта, у Shell исчезла последняя надежда выйти из тупика: дальнейшая реализация проекта застопорена минимум на год, если Sakhalin Energy вообще сохранит свои лицензии на месторождения.

Но если допустить (теоретически), что экологические проверки «Сахалина-2» никак не связаны с интересами «Газпрома», становится видно другое измерение «сахалинского дела» — еще более государственное, чем сам «Газпром». В начале сентября правительство было ознакомлено с докладом межведомственной комиссии по СРП (соглашения о разделе продукции) за 2005 г. За время существования в проекты на основе СРП (их всего три, в том числе «Сахалин-1» и «Сахалин-2») было инвестировано около 18 млрд долларов, а государство получило от них доход чуть более 500 млн долларов. По мнению независимых экспертов, сумма чуть занижена, но все равно доход государства не превышает 700 млн долларов. Соглашения заключались в 1990-е, когда ни у государства, ни у российских компаний не было средств инвестировать в разработку месторождений, поэтому иностранные инвесторы получали крайне выгодные условия. Сейчас ситуация изменилась, и на фоне сверхприбылей от экспорта нефти и газа сумма в 700 млн долларов кажется смешной.

Все чиновники согласны, что дальнейшее использование режима СРП нерационально, но не все согласны с тем, что существующие проекты должны работать. Так считает министр экономразвития Герман Греф, а вот, например, экологи и прокуроры думают иначе. И по их вине Россия вновь оказалась на грани международного скандала. Акции двух японских компаний, владеющих 45 процентами Sakhalin Energy, вчера начали падать, и японский министр иностранных дел Таро Асо назвал решение российского Минприроды однобоким и непрозрачным. Генеральный секретарь кабинета министров Синдзо Абэ заявил, что ситуация может повредить развитию двусторонних отношений между Россией и Японией. Европейская комиссия в своем коммюнике призвала российские власти дать четкое объяснение своих претензий.

Международное сообщество зря удивляется, ведь «сахалинское дело» как две капли воды похоже на дело ЮКОСа, легко проглоченное и Западом, и Востоком. Параллелей много: и институциональные (преследование ЮКОСа означало пересмотр государством отношений с ТЭКом, в случае с «Сахалином-2» речь идет лишь о СРП), и применяемый инструментарий (экологический контроль сегодня вполне сравним с налоговой системой 1990-х, которая давала необходимые «крючки» на любую крупную компанию), и даже результат: в обоих случаях есть конкретный игрок, выигрывающий от действий властей.

Если увеличение контроля над ТЭКом действительно является государственной политикой, зачем растягивать шоковую терапию надолго? Можно сразу объявить национализацию, и международное сообщество навсегда перестанет мешать российской энергетической безопасности. Впрочем, свежие заявления о возможном уменьшении госдоли в «Роснефти» ситуацию проясняют — полученные активы можно продать еще раз, причем тем же самым иностранным инвесторам.

 

«Ведомости», 20 сентября 2006 года  

Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

Аналитика
26.10.2007
Григорий Томчин о росте цен

11.09.2007
Григорий Томчин: «Закона о малом бизнесе вообще быть не должно!»

03.09.2007
Григорий Томчин Оценка: отлично с плюсом

28.08.2007
Налоги заплатят граждане

15.08.2007
Судебная экономика

Другие материалы >>>

Подписка на новости:
 
Подписка на анонсы публикаций: