16.11.2007
Дмитрий Козак пошел на инвестиционный рожон
Газета (Москва)
Министр регионального развития Дмитрий Козак провел вчера заседание правительственной комиссии по инвестиционным проектам. Это первое заседание комиссии после того, как курировать Инвестиционный фонд стал Минрегионразвития (ранее этим занимался МЭРТ). Козак, похоже, решил не откладывать дело в долгий ящик и сразу приступил к растрате денег Инвестфонда.
Вчера были одобрены сразу четыре новых мегапроекта: «Урал промышленный - Урал Полярный», «Комплексное развитие Южной Якутии», а также строительство платной дороги между Москвой и Петербургом (на участке между 58-м и 684-м километром) и скоростной железнодорожной ветки между Петербургом и Хельсинки. Все проблемы (в реальности Инвестфонд так и не заработал) Козак пообещал решить в ближайшее время, убрав бюрократические формальности, которые мешают эффективно расходовать бюджетные средства.
Инвестиционный простой
Инвестиционному фонду уже два года. Создавался он с целью модернизации прежде всего инфраструктуры. Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, когда ею руководил экс-глава МЭРТа Герман Греф, отобрала 12 таких проектов. Самые амбициозные - развитие Нижнего Приангарья и строительство "Западного скоростного диаметра" в Петербурге. Однако ни по этим двум проектам, ни по остальным 10 финансирование со стороны государства так и не началось.
Официальная причина - отсутствие дополнительных решений правительства, где был бы прописан механизм финансирования. Характерный пример - развитие Нижнего Приангарья, на которое государство обещало выделить более 30 млрд рублей. Заминку в финансировании губернатор Красноярского края Александр Хлопонин объясняет тем, что все объекты Нижнего Приангарья находятся в краевой собственности, а финансирование носит федеральный характер. «Нужно специальное постановление правительства, иначе прокуратура укажет на нарушения закона», - заявил Хлопонин.
Проблема в том, что с каждым днем стоимость проектов только растет. Между тем государство, словно не замечая инвестиционного простоя, продолжает пичкать Инвестфонд дополнительными деньгами. В начале ноября Инвестфонду было дополнительно выделено 90 млрд рублей.
Инвестиции ускорят законом
Зачем Инвестфонду нужны дополнительные вливания, стало ясно вчера. Стоимость первого этапа реализации четырех новых проектов как раз равняется 90 млрд рублей. «Государство пока выделит 47 млрд рублей», - уточнил Козак, не пояснив, куда денутся остальные 43 млрд рублей.
Общая же стоимость четырех новых проектов составит 1,3 трлн рублей, из Инвестфонда планируется выделить 422 млрд. Самый дорогой проект - «Урал промышленный - Урал Полярный». В аннотации к нему говорится, что он направлен на создание «уникального индустриально-инфраструктурного комплекса на базе природных ресурсов Уральского региона». Цена вопроса - 550 млрд рублей (из Инвестфонда - 110 млрд рублей). Не намного меньше требуется и для комплексного развития Южной Якутии. Этот проект его авторы оценили в 431 млрд рублей (из Инвестфонда - 121 млрд рублей).
При этом Козак наступать на бюрократические грабли, как это сделал Герман Греф, похоже, не собирается. Открывая заседание правительственной комиссии, Козак заявил, что сейчас идет разработка поправок в действующее законодательство, которые помогут решить все инвестиционные заминки. "Речь идет о гармонизации Бюджетного кодекса, положения об Инвестиционном фонде и закона о концессиях", - пояснил глава Минрегионразвития. Более всего правке подвергнется концессиональное законодательство. В своем выступлении на заседании Госсовета в Уфе, которые было посвящено инвестиционной политике государства, глава МЭРТа Эльвира Набиуллина существующие возможности по заключению концессиональных соглашений объявила недостаточно привлекательными для бизнеса. «Требуется разделить риски, возникающие при реализации концессиональных соглашений, и расходы на создание объектов концессий», - отметила глава МЭРТа.
Между тем стремление растормошить Инвестиционный фонд может принести в краткосрочной перспективе государству большие проблемы. Растрата денег на инвестиционные проекты может ускорить и без того резвую инфляцию. Тогда как существенное увеличение производства (основная цель всех инфраструктурных проектов) возможно не ранее 2010 года.
Что нужно сделать, чтобы Инвестфонд заработал?
Владимир Гусев / первый зампред комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности:
Хотелось бы отметить, что мне очень нравится метод управления Виктора Зубкова. Потому что он использует тот главный способ, который работает с древних времен и будет работать еще долго: дисциплину. Ведь самое главное в жизни руководителя-управленца - это различными методами, но обязательно обеспечить дисциплину исполнения. А здесь вспоминается Алексей Косыгин, у которого я пусть мало, но учился. Он обязательно обозначал день, ответственное лицо и проверял исполнение. Сейчас у нас пока этого нет. Но председатель правительства пытается внедрить такую практику. Причем перспектива веры ему у меня присутствует.
Евгений Гавриленков / главный экономист ИК «Тройка Диалог»:
Даже и не знаю, как ответить на этот вопрос. Деньги выделены, проекты одобрены - думаю, что имеет место наша традиционная проблема. То есть принципиальное решение существует, но на уровне согласований возникают вопросы: наверняка при реализации чего-либо выясняется, что не оформлены какие-нибудь земельные отношения, появляются инфраструктурные ограничения и так далее. Все это говорит о крайней забюрократизированности нашей системы, которая распространяется не только на частный бизнес, но и на госпроекты. Восемь лет назад правительство обещало упростить процедуры: снизить барьеры входа, административные препоны. Однако судя по тому, как Россия отражается в рейтингах Transparency International и других структур, исследующих рынок и инвестиционный климат в нашей стране, мы вперед не движемся. Сейчас наблюдается только лишнее подтверждение более общего взгляда.
Александр Лебедев / президент Национального инвестиционного совета:
Нужно вернуть обратно Грефа. Он просто не успел довести начатое до конца.
Дмитрий Сорокин / первый замдиректора Института экономики РАН:
Не зря в свое время один из министров финансов США сказал, что его власть кончается за порогом его кабинета, а дальше начинает работать аппарат. Поэтому здесь наблюдается не экономическая, а организационная проблема. Мы видим лишь очередной показатель эффективности работы аппарата: казначейства, Министерства финансов и так далее. И здесь нужно просто навести порядок. Почему это сделать никак не получается, я не знаю, ведь я там не работаю. А так, посмотрите сами: если только 30% распоряжений президента выполняется точно и в срок, то на более низком уровне вообще удивительно, что хоть что-нибудь делается. Поэтому когда говорят о необходимости более активной роли государства в экономики, то в общетеоретическом плане я выступаю за. Но при этом все время возникает вопрос: о каком государстве идет речь - о нашем? Если о нашем, то я становлюсь скорее сторонником Грефа: может, при реализации его идей будет меньшее зло. Однако это так, к слову. На самом деле необходима реформа госуправления. Причем о том, как ее проводить, должны сказать специалисты. Пока же реформу госуправления доверяют самому госуправлению. А аппарат хорошо умеет сам себя реформировать.
Максим Товкайло, опрос подготовил Алексей Смирнов
«Газета», 15 ноября 2007 года
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|