Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте   
Высшее образование начинается со студента Что делать со Стабфондом
Общество
Россия и Европа Город культурное наследин приватизация памятники архитектуры Бизнес культурное наследин приватизация памятники архитектуры
культурное наследин приватизация памятники архитектуры культурное наследин приватизация памятники архитектуры
культурное наследин приватизация памятники архитектуры
События
Аналитика
Григорий Томчин
Биография
Идеология новой России
Идеология новой России
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе
Fineday.ru
okkervil

Публикации

14.12.2007
Приценимся к прошлому
Ведомости. Пятница

Первого января заканчивается действие моратория на приватизацию памятников культуры и истории. Потенциальные покупатели уже есть, вот только не вполне понятно, что именно они смогут купить

 

Генеральный директор ЗАО «Стройреставрация» Владимир Брянов пришел в Национальный центр опеки наследия, после того как увидел в октябрьском выпуске журнала «Magazine. Историческая недвижимость» объявление о продаже усадьбы «Тихвино-Никольское». «Я неправильный бизнесмен, — смеется Брянов. — Мне просто очень хочется сделать там качественную реставрацию, потому что эти здания должны жить и дышать. Я даже не могу точно сказать, что мы потом будем делать с усадьбой, точно знаю одно — здания должны сохранить свое назначение. Чтобы в доме жили люди, заряжаясь от него энергией и отдавая ему свою, а в церкви шли службы».

Усадьба «Тихвино-Никольское» стоит на высоком берегу Волги в Рыбинском районе Ярославской области. Главный дом и усадебная церковь, построенные в XVIII веке, сейчас представляют собой руины. Необходима срочная реставрация, иначе один из красивейших памятников раннего классицизма скоро и вовсе исчезнет. К счастью, теперь у усадьбы, возможно, появится инвестор: с 1 января заканчивается мораторий на приватизацию памятников истории и культуры федерального значения, введенный в 2002 году. С нового года любой желающий теоретически может подать заявку на приобретение в собственность исторического памятника.

 

Что продают

В России около семи тысяч усадеб. Примерно две трети из них практически полностью разрушены

Теоретически — потому что «Росимущество» еще не закончило формировать реестр объектов культурного наследия. Так что узнавать, продается ли тот или иной объект, придется у местных властей или у посредников вроде упомянутого Национального центра опеки наследия. По словам директора Центра Валентина Мантурова, соглашения о доверительном управлении объектами истории и культуры они заключили с несколькими областными правительствами. Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы» также готов предоставить информацию об объектах, предлагаемых к продаже, и даже выпустил журнал с их описанием. Уже сейчас по заказу потенциальных покупателей Фонд готовит к переводу во владение более двадцати объектов. Например, усадьбу «Первитино» в Тверской области; «Алексеевское» в Ивановской, которую искусствоведы называют «Петергофом в миниатюре»; «Неверово» в Костромской.

По словам советника руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия («Россвязьохранкультура») Евгения Стрельчика, первыми будут выставлены на продажу усадьбы. Согласно данным национального фонда «Возрождение русской усадьбы», на сегодняшний момент в России около семи тысяч усадеб, считающихся памятниками истории и культуры. Примерно две трети из них практически полностью разрушены, остальные в принципе можно реставрировать.

«Памятники находятся в различном состоянии, — говорит вице-президент фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас. — Но нет ни одного, который был бы готов для немедленного переезда». Директор Национального центра опеки наследия Валентин Мантуров уточняет: подавляющее большинство объектов представляют собой просто руины. Как правило, более сохранными оказываются городские объекты, а также здания, использовавшиеся до последнего времени.

 

Местные готовы

Местные власти приветствуют окончание действия моратория. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин в недавнем интервью «Magazine. Историческая недвижимость» выразил положительное отношение к приватизации исторических памятников. Под губернаторскую резиденцию в Твери сейчас реконструируется усадьба «Коноплино», в которой некогда жил писатель Лажечников. В резиденции обещают устроить и небольшой музей, доступный для туристов.

О готовности к приватизации памятников рапортует и Ярославская область. «У нас разработана схема работы с потенциальными покупателям, — сказал «Пятнице» председатель областного Комитета охраны историко-культурного наследия Юрий Аврутов. — Единственная проблема — у нас все еще нет необходимых по закону списков памятников, которые будут разрешены к приватизации». По мнению Аврутова, приватизация — благо: «Люди охотнее заботятся о собственном имуществе, чем о государственном». Опыт приватизации памятников муниципального и местного значения (на них мораторий не распространялся) чиновник считает успешным (в Ярославле были приватизированы здание почтамта, известная в городе старинная аптека и другие объекты).

 

Без окон без дверей

Еще до введения моратория сделал свое приобретение и московский бизнесмен Иван Синюшкин. «Я был в Ростове и там увидел дом начала XIX века без окон, без дверей, — рассказывает он. — И вдруг подумал, что из этой развалюхи, именуемой памятником архитектуры местного значения, может выйти интересный объект». Синюшкин обратился в местную администрацию, в соответствии с требованием закона был назначен аукцион. «Пришлось создавать искусственную конкуренцию с помощью друзей, — вспоминает бизнесмен, — в 2001 году особого спроса на памятники архитектуры не было». Требования муниципалитета — расселить прописанные в доме две семьи, провести паспортизацию и реставрацию здания — Синюшкину удалось выполнить за два года. Сейчас в особняке и остальных зданиях городской усадьбы (Синюшкин купил их позже) разместилась гостиница «Усадьба Плешанова».

«Я не думал, что реконструкция обойдется дороже, чем строительство новых зданий», — вспоминает Синюшкин. По его словам, покупка четырех зданий обошлась ему примерно в полмиллиона рублей, а реконструкция — в 20 млн.

 

Долго ли дорого ли

Насколько сложной будет процедура приобретения исторического памятника, зависит от многих факторов. Прежде всего, далеко не всегда понятно, что собой представляет объект. Документы могут быть утрачены или недоступны. В любом случае закон требует проведения историко-архитектурного исследования — это могут быть и натурные обмеры, и розыски в архивах чертежей и других документов, описывающих объект. На основе исследования должен быть разработан проект реставрации и дальнейшего использования объекта. Затем проекту предстоит победить на конкурсе и пройти согласование с различными городскими и надзорными инстанциями.

Сложность процесса отчасти искупается сравнительно невысокой стоимостью памятников. По оценке фонда «Возрождение русской усадьбы» средняя стоимость объектов от 4 до 5 млн рублей. Но на реставрацию уйдет гораздо больше. Плюс оплата работы посредников. Так, затраты на объект заинтересовавший Брянова в каталоге, были оценены в 78 миллионов.

 

Плюсы и минусы

Участники рынка и эксперты по-разному оценивают последствия окончания действия моратория. Виссарион Алявдин, президент национального фонда «Возрождение русской усадьбы», считает, что приватизация памятников — «позитивный момент как для государства, у которого не хватает ресурсов для поддержания в порядке всех объектов, так и для тех, кто готов вкладывать деньги и развивать тем самым свой бизнес».

«Я ожидаю большого потока клиентов, как только «шлюз» моратория откроют, — говорит вице-президент организации Дмитрий Ойнас. — Посмотрев за границей, как люди живут в замках и поместьях, многие начинают понимать, что можно жить просторнее, чем на Рублевке».

Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры, считает, что снятие моратория приведет к окончательному уничтожению исторического наследия: «Ничто до конца не подготовлено, не прописаны понятия объекта охраны и охранных зон, не хватает массы подзаконных актов. Уровень цивилизованности и алчности российских чиновников таков, что мы не успеем уследить за тем, как все это заменят бетонными макетами».

Несколько мягче мнение Алексея Клименко — члена президиума Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы. «Примеры есть разные и необходимо строжайшее регулирование действий собственников, — говорит он. — Например, на Арбате был приведен в порядок жилой дом, но при этом исчез камин, сделанный по эскизам Врубеля. С другой стороны, мне нравится то, как подошел к вопросу реставрации фамильного дома на Басманной улице, где сейчас расположен Музей декабристов, Кристофер Муравьев-Апостол. Но решающую роль играют чиновники, которые определяют, кому продавать и что охранять».

В «Россвязьохранкультуре», обеспечивающей надзор за сохранением памятников, «Пятнице» сказали, что для них ничего не изменится: плановые и внеплановые проверки приватизированных памятников будут проводиться в том же порядке, что и раньше.

 

Евгения Гершкович

 

«Ведомости. Пятница», 14 декабря 2007 года

   

Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

Аналитика
27.12.2007
«Распределение обязанностей по комитетам Госдумы раскромсало российское законодательство о собственности»

17.12.2007
Григорий Томчин. Синдром 1913 года или Игры со временем

10.12.2007
Г. Томчин о выдвижении Медведева

07.11.2007
Г.Томчин. Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются

17.10.2007
Партии попрекнули деньгами

Другие материалы >>>

Подписка на новости:
 
Подписка на анонсы публикаций: