приватизация
Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте    приватизация
приватизация Санкт-Петербург: инструкция, как сказку сделать былью приватизация Россия перед поворотом приватизация
Григорий Томчин
Россия и Европа Город приватизация Бизнес приватизация Общество приватизация
приватизация приватизация
приватизация
Биография
Идеология новой России
Идеология новой России
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе

Fineday.ru
okkervil

Аналитика

03.09.2007
Григорий Томчин Оценка: отлично с плюсом

Если бы вчера не было приватизации, сегодня экономика бы не росла


На вопросы «МН» отвечает Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, член Общественной палаты РФ. В 90-е годы - начальник департамента приватизации промышленности Комитета по управлению имуществом Санкт-Петербурга.

МН: Как вы оцениваете ваучерную приватизацию с позиций сегодняшнего дня?

Томчин: Когда говорят, что приватизация была плохая, за этой мыслью следуют два слова – «залоговые аукционы». Но они не имели никакого отношения к ваучерной приватизации. А непосредственно ее можно оценить только на «отлично с плюсом».

МН: На чем основана такая высокая оценка?

Томчин: Была создана законная база частной собственности, причем в очень короткое время. И это спасло нас от гражданской войны. При масштабном переделе собственности без нее не обходилась ни одна страна.

МН: А как же криминальные переделы собственности, убийства, скандалы?

Томчин: У нас проблемных предприятий по всей стране около 40. Те, кто углубленно изучает вопрос, назовут, допустим, 500. А приватизировано 120 тысяч. То есть погрешность приватизации - менее 1 процента на всю громадную страну. Заслуга Чубайса в том, что он впервые в мире организовал чиновничью структуру, целью которой было уменьшение собственного влияния. И эта структура блестяще отработала по всей стране.

МН: Но согласитесь, что в 90-е годы вы занимали практически расстрельную должность...
Томчин: Так я и вышел из боя с метиной на черепе. К приватизации предприятия Петербурга шли только после моей подписи. Была весна, 1993 год, чековые аукционы... Я был первым из приватизаторов, на которого покушались. До сих пор прокуратура дело не раскрыла. Охраны-то никакой не было. Я жил в новом районе. Утром встретили в лифте. И спасло только то, что лифт был узкий, а тот, который меня встретил, был большой «качок» и у него не хватило размаха руки. Но что характерно: все лидеры криминальных питерских сообществ мне отзвонились и сказали, что это не они, а «заезжие»...

МН: После этого вы по-прежнему считаете, что приватизация - великая вещь?

Томчин: Да, и не устаю это повторять. Ее успехом мы обязаны прежде всего Борису Ельцину, Анатолию Чубайсу и Егору Гайдару. А также великолепной команде, которая во многом не чета нынешней: Альфред Кох, Дмитрий Васильев, Петр Филиппов, Сергей Красавченко - все те, кто позже прошел по «делу писателей» (скандал с книгой о приватизации, за которую ее авторы получили якобы слишком большие гонорары, закончился увольнением из правительства целого ряда чиновников. - Ред.). С благодарностью можно упомянуть все правительство, да и 120 тысяч директоров компаний, которые тогда отработали. Это 24 тысячи федеральных предприятий и почти 100 тысяч региональных и местных.

МН: Но ведь директора - как раз одни из тех, кто заработал на том переделе собственности, а народ остался при своих копейках...

Томчин: На этот счет могу вам рассказать одну историю. В Питере есть завод, не хочу его называть, где очень умный директор. В самом начале приватизации этот директор изъял из заводской библиотеки все книжки по приватизации и запретил по своему местному радио все консультативные передачи. После этого разослал всем работникам завода собственные рекомендации, как вкладывать акции. Он посоветовал им вложить все в фонд, созданный им самим. Из всего завода, на котором работали 2,5 тысячи человек, только 10 сделали по-другому. Остальные вложили деньги в фонд директора, и он абсолютно законно забрал у них предприятие. И поверьте, он такой не один. Мораль: если человек не хочет и не умеет, то он не сможет управлять собственностью.

МН: Авторы приватизации представляли, как поведут себя люди, получив ваучеры?

Томчин: Мы боялись, что все бросятся и вложат их в нефтяные и газовые концерны: тогда акции могли подняться, а стоимость ваучера - резко упасть. Поэтому даже хотели сделать ограничения. Но переоценили деловые способности нашего народа. Люди рассуждали так: лучше я свою мастерскую сделаю, которая выпускает некачественные жужжалки для уха, но это будут мои жужжалки. А то, что я их плохо сделал и они не жужжат, не моя вина, я ведь 20 лет тут сидел и этим занимался, буду и дальше. И так получилось с 70 процентами советской промышленности. Ведь никто не говорил, что нужно вкладывать в свои предприятия. К счастью, тех, кто правильно вложил свои ваучеры, тоже было очень много. Поинтересуйтесь у тех, кто купил тогда на них акции «Газпрома», сколько они заработали. А ведь эти акции были в открытой продаже.

МН: Но у большинства людей в те годы не было никакого опыта работы с акциями.

Томчин: Вот вы и дошли до основного! Разве не говорили людям, что не надо ходить к Мавроди? Все телевидение было забито предупреждениями: не ходите в МММ! Но «умные» решили: ну, к Мавроди мы не пойдем, но в «Чару» - сходим. А в Подольск, к «Властилине», где машины по одной десятой стоимости продавали, сколько народу ездило? Хотя всем было ясно, что это - афера. Ребята, собственность - не манна небесная, ею надо управлять. На этот счет есть анекдот. Старый еврей просит Бога: «Ну дай мне выиграть в лотерею, ну дай!» И когда он попросил его уже в сотый раз, Бог не выдержал и сверху спросил: «Ты хоть лотерейный билет-то купил?» Вообще людей, которые могут быть собственниками, то есть иметь собственность и управлять ею, всего 20 процентов от всех остальных. А тех, которые могут на собственности зарабатывать, - только 6 процентов. И не только у нас, а везде в мире.

МН: Что еще, кроме человеческого фактора, мешало «правильной» приватизации?

Томчин: Все недостатки приватизации - из-за отставания других частей реформ. Кто же знал, что настолько отстанет реструктуризация естественных монополий? Кто понимал, что опоздает и не состоится приватизация земли? Кто предвидел, что приватизация каждого предприятия будет длиться дольше, чем вся ваучерная приватизация вообще? Ведь если у государства остается пакет акций в 1,5 процента, значит, предприятие еще до конца не приватизировано и у него есть масса ограничений, связанных с совершенно необъяснимым мнением того чиновника, который управляет этими 1,5 процентами. И вот это желание госчиновников все затормозить и создало отрицательный эффект приватизации. Даже сейчас для предприятий, которые покупались на конкурсе и в которые было вложено немало денег, правительство Москвы хочет увеличить стоимость земли по сравнению с остальной страной в 10 раз. А ведь они в Москве и так покупали дороже. Мало того, если эти собственники будут убирать завод из центра города, то доплатят еще в 4 раза больше – 80 процентов кадастровой стоимости. Все эти детали и не дают жить.

МН: Как приватизация 90-х отразилась на сегодняшнем состоянии экономики?

Томчин: Сегодня на демократическом фланге говорят, что началась национализация: мол, государство скупает заводы. Если бы не было приватизации, национализация бы не началась. Экономика бы не росла, страна бы не развивалась. Была создана база того самого возрождения экономики, которое началось после кризиса. Кризис счистил всю шелуху, после этого началось развитие страны.

 

Наталья Алякринская

 

«Московские новости», 31 августа 2007 года

    

Григорий Томчин - Аналитика: Программа развития Санкт-Петербурга, Идеология новой России, Законы, которые нам нужны
10.12.2007
Г. Томчин о выдвижении Медведева
29.10.2007
Григорий Томчин о городской политике Валентины Матвиенко
26.10.2007
Григорий Томчин о росте цен
28.09.2007
Григорий Томчин. Пять лет, которые могут изменить город
03.09.2007
Григорий Томчин Оценка: отлично с плюсом
Архив
Архив