06.06.2006
Иванов недоволен верфями
Ведомости (Москва)
Министерство обороны и Минэкономразвития имеют претензии к «Северной верфи» и Балтийскому заводу по качеству и срокам выполнения госзаказов, заявил вчера на совещании у президента вице-премьер Сергей Иванов. Верфи «в последние годы получают значительные, если не сказать больше, финансовые ресурсы, но с точки зрения качества и сроков выполнения и гособоронзаказа, и гражданского судостроения есть негативные, по крайней мере беспокоящие нас, моменты», заявил вице-премьер. Он сказал, что во вторник в Петербурге состоится заседание Морской коллегии, на котором на вопросы чиновников ответят гендиректора судостроительных предприятий.
По словам источника в Минобороны, Федеральная служба гособоронзаказа (Рособоронзаказ) проверила выполнение «Северной верфью» военного заказа по строительству сторожевых кораблей проекта 20380, первый из которых — «Стерегущий» — был спущен на воду в середине мая. По мнению проверяющих, постройка головного корабля серии неоправданно затянулась («Стерегущий» был заложен еще в декабре 2001 года), а стоимость его постройки возросла на несколько сот миллионов рублей.
Гендиректор «Северной верфи» Александр Бузаков передал вчера через пресс-службу, что, он надеется, на заседании Морской коллегии будет поставлен вопрос о постоянных срывах финансирования госзаказов. В частности, на «Северной верфи» по заказу Минобороны строится и ремонтируется девять кораблей, но только головной корвет финансируется в полном объеме, отмечает Бузаков. Для выполнения контрактных сроков только по серийным корветам на 2007 году необходимо не менее 5,5 млрд рублей при плане в 650 млн рублей, сетует он. Возмущен претензиями вице-премьера и гендиректор Балтийского завода Валерий Левченко. По его словам, бюджет задолжал предприятию около 578 млн рублей за строительство атомного ледокола и завод занял у банков около 200 млн рублей, чтобы стройка не остановилась.
«Скорее всего гнев Иванова связан с желанием госструктур купить верфи», — полагает источник, близкий «Северной верфи». О том, что государство интересуется судостроительными активами ОПК, в мае заявил председатель совета директоров корпорации Александр Гнусарев. По его словам, чиновники хотят консолидировать судостроительные предприятия в несколько холдингов. «Рособорнэкспорт» уже сделал предложение ОПК, утверждает высокопоставленный источник в отрасли, но компания запросила 1 млрд долларов. «Это нереально высокая цена. Теперь государство постарается надавить на ОПК, чтобы та продала верфи», — говорит он. Одним из рычагов давления он считает передачу контракта на строительство трех фрегатов для ВМФ Индии калининградскому «Янтарю», хотя он предназначался для «Северной верфи». По его словам, раньше ни к «Северной верфи», ни к Балтийскому заводу никаких претензий не возникало, поскольку весь госзаказ строго контролируется заказчиком.
Грозные заявления вице-премьера — предвестник национализации, полагает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Очевидно, что «Рособоронэкспорт» и его структуры, которые могли бы потенциально стать владельцами петербургских верфей, хотят приобрести эти активы как можно дешевле и сейчас будут использовать любой повод, чтобы сбить их стоимость. Источник, близкий к бывшим владельцам верфей, считает, что Балтийский завод вместе с «Северной верфью» может стоить не более 250 млн долларов.
В пресс-службе ОПК вчера воздержались от комментариев. А представитель «Рособоронэкспорта» сказал, что компания не комментирует информацию о планах покупки петербургских верфей.
Анатолий Темкин, Алексей Никольский
«Ведомости», 6 июня 2006 года
|