06.11.2007
Культурное наследие Петербурга на контроле у губернатора
Росбалт
Впервые за последние десятилетия власть уделяет такое внимание историческому центру Петербурга. Средства на восстановление памятников, поступающие из различных бюджетных и внебюджетных источников, бьют все рекорды с послевоенного времени. Но одного финансирования мало. Сколько мы знаем примеров, когда при отсутствии контроля огромные средства проваливались в бездонные ямы, наподобие той, что зияет памятником бесхозяйственности возле Московского вокзала.
Эпоха безнаказанной организации подобного рода афер отходит в прошлое. Глава городской власти Валентина Матвиенко вникает во все мелочи, что еще раз было доказано во время последнего объезда губернатором Петербурга зданий, реставрируемых Комитетом по контролю, использованию и охране памятников (КГИОП). Каждый из этих объектов – проблемный, у каждого — своя, часто драматическая история.
Первым стал построенный в середине XIX века Каменноостровский театр – один из двух сохранившихся в России деревянных театров. Между тем, город в свое время чуть было не лишился этого памятника федерального значения. Некие фирмы выдвинули идею разобрать театр и построить на его месте новый «такой же». Нашлись эксперты, которые признали здание аварийным. Лишь когда вопрос был изучен КГИОП, выяснилось, что здание находится отнюдь не в аварийном состоянии, да и экспертиза проведена, мягко говоря, несколько странно.
В результате дело дошло даже до президента России, и Каменноостровский театр удалось отстоять. Сейчас он передан в распоряжение БДТ имени Товстоногова, и после реставрации там откроется вторая сцена Большого драматического театра. КГИОП разработал проект, позволяющий приспособить старинный комплекс к современным нуждам, причем без перестройки (входное фойе и гардеробы будут располагаться под землей). Есть идея назвать возрожденный театр именем Кирилла Лаврова, легендарного актера и не менее крупного театрального деятеля, который сделал очень много для того, чтобы отстоять уникальное здание.
Проблемы, конечно, есть – а где их нет? – и строители воспользовались случаем, чтобы рассказать о них губернатору. Решения Валентины Матвиенко, надо сказать, были сугубо антибюрократическими. Никаких: «Пишите заявки, рассмотрим…», основная формула разговора следующая: «Надо делать? Делайте. Формальности уладим».
Работы в театре сейчас еще активно ведутся. А вот реставрация уникального фриза «Служение лошади человеку» во дворе Мраморного дворца, напротив входа в музей, уже закончена и торжественно представлена губернатору. Фриз создан в середине XIX века знаменитым скульптором Клодтом по рисунку архитектора Брюллова. КГИОПу есть чем гордиться: восстановлена не просто скульптура, а грандиозный барельеф длиной семьдесят и высотой два метра. Одно лишь заполнение трещин укрепляющим раствором – вручную, с помощью иглы – заняло несколько недель. Подобный успех еще раз подтвердил, что реставрация – кропотливейшая из профессий, здесь все делается не по метрам, а по миллиметрам.
Этой осенью петербуржцы смогли увидеть клодтовских коней во всей красе. И сразу же были намечены новые цели. Во время последнего прямого эфира Валентины Матвиенко в программе «Диалог с городом» прозвучал вопрос: да, барельеф реставрировали, но почему в таком запущенном состоянии фасад, на котором он размещен? Впрочем, Комитет по охране памятников и ранее ставил такую задачу, поэтому подготовка к реставрации фасада уже ведется.
Самая сложная и печальная история из всех осмотренных губернатором Петербурга объектов – у дворца великого князя Алексея Александровича. В Коломне, напротив Новой Голландии, есть улица Писарева, на ней садик, и в глубине этого сада большое запущенное здание. Официальный адрес: Мойка, д. 122. Этому дворцу не везло уже давно — с самого момента его национализации. Должно быть, по причине невыгодного расположения, удаленности от центра в здании размещали не музеи или концертные залы, а сначала школу, затем дом пионеров, проектный институт и, наконец, склад театрального реквизита. Последние пятнадцать лет дворец занимала коммерческая фирма. Дело решилось в суде, который постановил выселить пользователя, и во дворце началась реставрация.
Возрождение дворцовых интерьеров предполагает, что в здании разместится учреждение культуры. Это будет Дом музыки – организация, созданная в 2006 году для развития классического музыкального искусства, сохранения исполнительских традиций и подготовке российских участников к международным конкурсам и фестивалям.
В настоящее время это учреждение располагается во Дворце Белосельских-Белозерских. Третий концертный сезон Дом музыки планирует открыть уже в собственном здании — В Английском зале Алексеевского дворца. В данном случае расположение в Коломне превращается из недостатка в достоинство, поскольку рядом находятся Консерватория, музыкальная школа при ней и музыкальное училище. Переезд Дома музыки логично завершит этот «ансамбль», превратив его из трио в квартет.
«Реставрация – это очень тонкое дело, и мастеров торопить нельзя, – сказала Валентина Матвиенко. – Но мы приняли решение завершить ее к концу следующего года. График работ напряженный, однако реставрационные технологии позволяют его выполнить, и я надеюсь, что к концу следующего года мы сделаем городу подарок – новое интересное учреждение культуры в отреставрированном уникальном архитектурном памятнике».
Впрочем, к тому времени объезды губернатора будут проходить уже по новым объектам – тем, где сейчас работы только начинаются.
Дмитрий Ребров
«Росбалт», 4 ноября 2007 года
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|