Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте   
Что делать со Стабфондом Парк в стиле техно
Общество
Россия и Европа Город рынок труда миграция демография безработица Бизнес рынок труда миграция демография безработица
рынок труда миграция демография безработица рынок труда миграция демография безработица
рынок труда миграция демография безработица
Григорий Томчин
«Ельцин заложил фундамент, Путин построил на фундаменте здание, а Медведев должен заняться отделкой»
 
Александр Смирнов
Ипотечный кризис и экономика США: последствия проявляются
 
Эльвин Калинин
Место технопарков в развитии России как инновационного общества
 
Григорий Томчин
Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются
 
Григорий Томчин
Биография
Идеология новой России
Идеология новой России
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе
Fineday.ru
okkervil

Аналитика

11.05.2006
Григорий Томчин: Рынок труда. Дефицит главного

По материалам выступлений Г.А. Томчина и А.П. Починка на семинаре «Опыт формирования и функционирования российского рынка труда» в Торговом представительстве Вьетнама в РФ, 31 августа 2004 года

 

Григорий Томчин:  

 

Помните тот кошмар капиталистического мира, которым пугали советских граждан идеологи социализма – безработица? Он из того же ряда, что и популярная в свое время страшилка фантастов – перенаселение земного шара. И то и другое обернулось пустыми страхами. Человечество довольно успешно контролирует свою численность, причем без всякого насилия со стороны. Более того, экономике стран, уверенно двигающихся в сторону повышения благосостояния, неизбежно угрожает не безработица, а «безнародица». На смену дефицита рабочих мест довольно быстро приходит дефицит рабочей силы. В нашей стране ситуация усугубляется  национальными особенностями: высокой степенью образованности населения, завышенные претензии и какая-то природная неспособность к монотонному, но качественному труду. В этих условиях спасением экономики становится приток иностранной рабочей силы. Но нашему обществу, во главе со структурами ответственными за миграцию населения,  еще нужно осознать этот факт.

           

Аргумент первый – демографический. 

 

О демографическом кризисе в нашей стране мы наслышаны достаточно. Шок экономического кризиса на какое-то время поселил в душах россиян безотчетный страх перед будущим, который вылился в элементарное нежелание рожать детей, брать на себя дополнительную ответственность. Сейчас ситуация понемногу выправляется: то ли жизнь становится лучше, то ли люди адаптируются к новым условиям. Тем не менее, молодежь создает семьи и рожает детей. Но это – лишь незначительное улучшение ситуации, которое не повлияет на объективные демографические тенденции.

Сейчас Россия – шестая страна в мире по населению. В 2050 году мы уже будем 18-ми. Через 50 лет, например, маленький Вьетнам будет более многочисленной страной, нежели большая Россия. Это практически необратимо: точность прогноза – плюс-минус 2 процента. Дело в том, что уровень рождаемости с ростом экономического благосостояния неизбежно снижается. Сегодня в самых благополучных европейских  странах по статистике приходится 1,5  ребенка на семью, в то время как для нормального воспроизводства населения нужно как минимум 2,15. Это общеевропейская проблема: Европа в настоящее время имеет 15 процентов населения. Через полвека эта цифра будет составлять только 5 процентов.

Соответственно, если сегодня в России работает 70 с лишним миллионов, то через 30-40 лет у нас будет работать всего 50 миллионов. И мы придем к тому, что на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Возможно ли при таком раскладе говорить о росте благосостояния граждан? Когда Бисмарк начинал первую пенсионную систему, было 22 работающих на одного пенсионера! Нам необходимо соотношение как минимум три к одному: как минимум три работающих на одного пенсионера. 

Естественно, государство заинтересовано в увеличении рождаемости. И в последние три года количество рождений в стране выросло на 150 тысяч. Но это ровным счетом ничего не меняет. Только американцы обнаружили, что при доходах в  несколько миллионов долларов на семью в год, снова начинается рост рождений, но до этого нам еще очень далеко. У нас цель – выйти на уровень хотя бы 1,5 миллиона рождений в год. Для этого мы, безусловно, будем заниматься ипотекой, создавать возможность для молодых семей взять кредит, чтобы купить квартиру, потому что это основная причина демографического спада. Это даст определенный результат, но не очень значительный.  Выше статистического предела не прыгнешь. Нам не решить проблему рынка труда увеличением рождаемости.

           

Аргумент второй – идеологический

.

Получилось так, что в России в результате рыночных реформ основной массе рабочих пришлось изменить свою профессиональную направленность. Этого не было ни в одной стране, где проводились реформы, потому что Россия, а сначала Советский Союз, была построена как большой оборонный комплекс, где 80 процентов работающих производили оборонную продукцию. А при нормальной реальной экономике оборонную продукцию в развитых странах обычно производят не больше 15 процентов работающих. Именно поэтому пришлось изменить характер труда практически каждого работающего. Кроме того, в Советском Союзе в сфере услуг, что является основным местом работы для развитых стран, работало не более 10 процентов работающих. В нормальной экономике в сфере услуг должно работать более 50 процентов работающих. И эта цифра в мире все время растет.

Кроме того, серьезно изменилась мотивация выбора профессии, рейтинг престижности.  В Советском Союзе официально самым престижным считался труд в производстве оружия: будь то рабочий, инженер, ученый. А на последнем месте по негласному «табелю о рангах» профессий стоял труд в сфере обслуживания и торговле. Причем, разрыв между понятием о престижности профессий и фактическом уровне жизни и влияния был огромным. И при проведении реформы, особенно при проведении  приватизации,  когда необходимо было изменить профиль 80 процентов приватизируемых предприятий,  что еще до сих пор до конца не сделано, одним из самых тяжелых моментов было изменение  профиля труда, профессии работающего. Помимо обычной процедуры – переподготовке, переобучении, требовалась серьезная работа по изменению взгляда на труд, отношению к той или иной профессии. Очень часто это даже не связано с количеством рабочих мест.  В Санкт-Петербурге есть громадный завод  - «Русский дизель». Старая часть завода, литейный цех,  находится в центре города - там, где крейсер «Аврора» стоит. И вторая площадка этого завода находится на окраине. Перед приватизацией, непосредственно перед банкротством, на заводе работало около 8 тысяч рабочих. Но продукция, которую они производили, уже была не нужна. Сегодня, после приватизации и банкротства, на этой площади, на этой территории работает около 12 тысяч работающих. Но теперь это в центре - строящийся торговый центр, 4 офисные площадки, а на окраине – завод по производству автомобилей «Форд», фанерный завод, завод алкогольных напитков плюс небольшой завод, который и производит то, что производил тот самый «Русский дизель». Но практически все 8 тысяч работают  в других условиях, в другой профессии и с другой мотивацией. Вот когда шла приватизация, рабочие ей сопротивлялись, считая, что их всех уволят,  и на их место придут «торгаши». С точки зрения рынка труда мы получили положительный эффект. Но до сих пор в умах людей, которые были с этим связаны, осталось, что мы загубили завод, и провели антирабочую акцию. Хотя процент рабочих профессий только увеличилось, и структура рабочей силы стала больше соответствовать современности.

В итоге, рынок труда оказывается в ситуации, когда перераспределению рабочих рук мешают устоявшиеся стереотипы отношения к профессии. Но это касается старшего поколения. Молодежь делает свой выбор исходя из новых условий.

 

Аргумент третий – образовательный

             

Официально по методологии Международной организации труда у нас всего около 6 миллионов безработных. Но на самом деле это не так, потому что в это число мы включаем тех, кто работает нелегально. На самом деле даже при самой лучшей программе привлечения мы можем дополнительно найти около трех миллионов человек. Больше на рынке свободной рабочей силы нет! В Москве, например, в десятимиллионном городе - 31 тысяча безработных… и 800 тысяч пустых рабочих мест! А в 2007 году мы и по всей стране придем к такой ситуации, когда количество пустых рабочих мест будет намного превышать  количество тех, кто может их занять.

На десятки лет мы вступаем в ситуацию дефицита рабочей силы. В то же самое время помимо количественного дефицита постоянно начинает возникать качественный дефицит.

Рынок труда требует все новых и новых специалистов. Проблема рынка труда сейчас во многом упирается в проблему образования. За последние годы мы количественно очень сильно развили нашу систему образования, количество обучающихся в университетах и институтах значительно увеличилось. Третий год подряд мы принимаем в вузы больше людей, чем заканчивает школы. И в 2007-2008 годах соотношение будет такое: в вузы  мы будем принимать 1 миллион 700 тысяч студентов, школы и техникумы будут заканчивать 1 миллион 200 тысяч. Через три-четыре года мы окажемся в ситуации, когда любой выпускник школы, у которого есть хотя бы минимальные знания, будет поступать в высшее учебное заведение.

Очевидно, что необходимо всячески разворачивать рекламу рабочих профессий, повышать уровень их престижности. Если традиционно поколение у нас составляло 2 миллиона 200 тысяч детей, это каждый год рождалось, и они естественно выходили на рынок туда каждый год, то теперь их стало 1 миллион 300 тысяч. И так как почти все поступают в вузы, то самый большой дефицит у нас начинается на рабочих специальностях. Поэтому мы сейчас будем реформировать техникумы, систему профессионально-технического образования и поднимать их уровень, чтобы людям было интересно идти туда. И, безусловно,  государство будет менять систему заказов на выпускников учебных заведений. Мы будем платить государственным вузам не за факт их существования,  а будем распространять среди них на конкурсной основе вакансии на поступление, вызванные потребностями экономики, то есть мы будем платить только за тех специалистов, которые будут нужны экономике.

Ситуация на рынке труда изменилась принципиально. Если в середине девяностых годов задача центров занятости состояла в том, чтобы зарегистрировать безработных и дать им пособие по безработице, то теперь задача -  найти работников для появляющихся все новых и новых рабочих мест. Именно поэтому мы начинаем выделять все больше денег на программу переобучения и на стимулирование вузов.  Создавать сложные университетские комплексы,  где будут вуз, техникумы, подчиненные ему колледжи для того, чтобы можно было переобучать  людей практически при любом уровне образования.  Но какие специалисты сегодня особенно нужны нашей экономике? Нужны прежде всего рабочие  средней квалификации, но высокой исполнительной дисциплины.

Как это не парадоксально, но слишком высокая квалификация рабочей силы по отношению к рынку, которая наблюдается у нас, мешает нормальной работе экономики. Специалисту трудно качественно работать на конвейере. Но если уж мы констатируем наличие высокой квалификации, то бессмысленно поднимать до заоблачных высот зарплаты на не очень квалифицированный труд, в надежде заманить безработных специалистов на конвейер. Это неправильно идеологически, неверно психологически, а главное, не эффективно. Специалист все равно предпочтет труд соответствующий его подготовке. Просто нужны люди, которые бы отвечали нужным требованиям.

Прежде всего, у нас большой дефицит рабочей силы в торговле и общественном питании, а эта сфера очень быстро развивается. Снова начало расти количество рабочих мест в области пищевой промышленности, там требуются технологи. Постоянно растет потребность в топливном секторе, в машиностроении. Все больше и больше нужно специалистов средней и низкой квалификации для монотонных производственных процессов на вновь создаваемых предприятиях. Где их взять? Если нет своих, нужно пригласить из-за рубежа. В Москве основной контингент водителей и рабочих- строителей – иностранцы. Москва - не бесспорный пример, но зато прямо показывающий перспективу страны в целом.

 

Миграция как выход

 

Для динамичного развития рынка труда, а значит, и экономики в целом, нам нужна совершенно иная инвестиционная политика, при которой мы могли бы стимулировать привлечение рабочей силы необходимых специальностей и квалификации из-за рубежа.  Привлекать их на длительное время с возможностью ассимиляции. Это может не только решить проблемы рынка труда, но и значительно повлиять на рост благосостояния граждан России.

Встает вопрос, как сделать так, чтобы привлечение иностранцев не обернулось ущемлением в правах или в комфорте коренному населению? Здесь важно проанализировать опыт других стран. Вот, скажем, пример Арабских Эмиратов. У них почти 60 процентов привлеченной рабочей силы, но в стране – стабильная ситуации, нет национальных конфликтов, спокойная криминальная обстановка. Все очень просто: поставлено очень жесткое условие – если приезжий работник в течение 3 лет имеет хотя бы один контакт с правоохранительными органами, просто даже за нарушение правил дорожного движения, то ему не продлевают пребывание в стране. И все. В страну приезжают только заведомо законопослушные граждане.

Помимо всего прочего, привлеченная рабочая сила позволяет стимулировать собственное население на высоко квалифицированную работу, что означает высокие зарплаты, рост благосостояния. И при объективных иммиграционных процессах для рабочей силы с хорошими зарплатами и замедления получения ими полных прав в стране мы создаем хорошую психологическую ситуацию на рынке труда.

На сегодняшний день, когда дефицит рабочий силы – уже реальность, когда существует потребность в дополнительных рабочих руках, экономика получает то, что требует. Но в основном не легально. Актуальная сегодня проблема нелегалов – это проблема отсутствия продуманных механизмов привлечения легальной рабочей силы. Необходимо создать реальные, согласованные условия привлечения иностранных рабочих и проблема нелегальных приезжих - решится. Если мы задачу привлечения рабочей силы поставим  ни министерству труда и министерству экономики, а Министерству внутренних дел, если их деятельность будет оцениваться по количеству привлеченной иностранной рабочей силы, причем легальной рабочей силы, тогда условия изменятся, будет конкретный результат.

Но здесь есть и проблемы по согласованию пенсионных систем, страховых систем и вообще по некоторому изменению налоговых систем. Потому что понятно, что если иностранный рабочий работает здесь, он должен  иметь возможность вывозить деньги. И, может быть, тогда для иностранных легально работающих сам пенсионный налог можно весь перевести в зарплату, или вывозить из страны, но это результат переговоров.

Пределы населения земного шара – 7 миллиардов 300 миллионов  человек – больше не будет.     Это автоматически регулирующийся момент с точностью плюс-минус 3 процента.  Мы уже приближаемся к этой цифре. И по прогнозам на территории стран «восьмерки» через 50 лет будет жить миллиард человек. В долгосрочной перспективе такие страны, как Вьетнам, например, становятся страной большей даже по экономическому потенциалу, чем гигантские европейские страны. С другой стороны, эти же европейские страны не могут содержать экономику без привлечения огромного количества людей из других стран. Следовательно, это глобальная проблема изменения законодательства по привлечению рабочей иностранной рабочей силы. И мы должны согласованно менять свою иммиграционную политику, чтобы сделать достаточным перемещение рабочей силы по земному шару таким образом, чтобы не ущемлять интересы стран, из которых она выезжает и стран, куда она приезжает. Это требует очень серьезной борьбы с националистическими, фашистскими силами во многих  странах, но это необходимо.

 

Tomchin.ru

Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

Аналитика
21.03.2008
Григорий Томчин. «Рецепты для Дмитрия Медведева»

12.02.2008
Григорий Томчин. «Игры в гражданское общество»

28.01.2008
Григорий Томчин. Партии: считаем до трех

27.12.2007
«Распределение обязанностей по комитетам Госдумы раскромсало российское законодательство о собственности»

17.12.2007
Григорий Томчин. Синдром 1913 года или Игры со временем

Другие материалы >>>

Подписка на новости:
 
Подписка на анонсы публикаций: