Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте   
Россия перед поворотом Налоги, которые нас выбирают
Общество
Россия и Европа Город ВЦИОМ перед лицом врага Бизнес ВЦИОМ перед лицом врага
ВЦИОМ перед лицом врага ВЦИОМ перед лицом врага
ВЦИОМ перед лицом врага
Эльвин Калинин
Место технопарков в развитии России как инновационного общества
 
Олег Вите
Большевистский переворот и современная Россия
 
Игорь Липкин
Саморегулирование в оценочной деятельности
 
Григорий Томчин
Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются
 
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Идеология новой России
Автобиография
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе
Fineday.ru
okkervil

Аналитика

08.06.2006
Перед лицом врага

От редакции:

Последние социологические опросы показывают, что в сознании россиян постепенно кристаллизуются образы внешнего врага. Похоже, кризис национальной идентичности мы преодолеваем испытанным способом.

В 1990-е годы и в 2001-2002 годы, по сведениям ФОМ и ВЦИОМ, более половины наших сограждан положительно относились к США, отрицательно — от 13 до 20 процентов. Теперь дружественной страной называют США только 5 процентов опрошенных (в 2005 году  — 11 процентов). Число воспринимающих Вашингтон как врага, наоборот, выросло с 23 до 37 процентов. Только 22 процента опрошенных считают положительным влияние США на Россию. Противоположного мнения придерживаются 58 процентов респондентов. Впрочем, россияне готовы использовать достижения заокеанской державы. По данным исследования «Левада-центра», 72 процента опрошенных положительно оценивают ее экономическую систему. Для сравнения: китайский образец высоко оценивают 67 процентов респондентов, а российское экономическое устройство — только 30 процентов. Желание позаимствовать опыт американской экономики не мешает негативной оценке роли США в мире. По данным майского исследования ВЦИОМ, врагом снова стало и НАТО — 40 процентов опрошенных считают, что организация угрожает России, противоположного мнения придерживаются 34 процента.

По данным «Левада-центра», за год в российском обществе значительно окрепло сознание враждебности со стороны США (на 14 процентных пунктов) и Украины (тоже на 14 пунктов), а также Грузии (6 пунктов), Молдавии (5 пунктов) и Польши (3 пункта). На этом фоне усиливается и стремление к изоляции, что показало исследование ВЦИОМ в четырех странах СНГ — России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане.

Такая перемена настроений, полагают эксперты «Левада-центра», вызвана изоляционистской риторикой российских лидеров и реальной внешней политикой Москвы. Кроме того, ее провоцирует нагнетание шпиономании и напряженности в отношениях с соседями по СНГ в российских средствах массовой информации. Формирование образа врага давно стало инструментом государственной политики. Примеров много: «враги народа» во Франции XVIII в. и в СССР 1930-х, евреи и коммунисты в нацистской Германии, внешний враг в противостоянии СССР и США времен холодной войны или в Японии 1930-х гг.

Образ врага позволяет усилить патриотические настроения, объединить общество — и сделать его более управляемым. Психологи утверждают, что в условиях кризиса человек готов отказаться от собственной индивидуальности в обмен на чувство защищенности, которое дает слияние с группой. Отсюда многочисленные субкультуры, идентифицирующие себя по этническим, региональным или политико-мифологическим основаниям. Причем отрицательные основания для идентификации группы — образы чужого, врага — зачастую гораздо сильнее и эффективнее положительных. Очевидно, что после радикальных политических, экономических и социальных перемен 1990-х в России существует кризис идентичности на государственном уровне, который в общественной дискуссии выливается в бесконечные поиски пресловутой национальной идеи.

Но пока это, позитивное, основание самоидентификации не складывается, в обществе потихоньку утверждается негативное. Стоит помнить, что это чревато крупными потрясениями. Война с Японией 1905 году в итоге закончилась для России революцией, холодная война — крахом СССР. Судьба Французской революции, нацистской Германии и милитаристской Японии тоже хорошо известна. Ну а пока, в полном соответствии с выкладками психологов, стремление найти врага вызывает ответные чувства. По данным американской социологической службы Harris Interactive, в 2001 году. 17 процентов американцев считали Россию союзником, еще 40 процентов в видели в ней дружественную страну, но не союзника; всего 4 процента полагали, что она — враг. В 2005 году 11 процентов американцев считали Россию союзником, 45 процентов — дружественной державой; 28 процентов воспринимали Россию как недружественное государство, а 8 процентов  — как врага.

 

«Ведомости», 7 июня 2006 года

Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

Аналитика
07.11.2007
Г.Томчин. Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются

17.10.2007
Партии попрекнули деньгами

10.09.2007
И вновь обманываться рад…

24.08.2007
Григорий Томчин. Пирамида неограниченных возможностей

23.08.2007
Григорий Томчин. «Дорога как национальная идея»

Другие материалы >>>

Подписка на новости:
 
Подписка на анонсы публикаций: