26.10.2006
Григорий Томчин: За пределами допустимого
Национальный вопрос – это один из проверенных и весьма эффективных политических инструментов. И политические партии могут им пользоваться – все, КРОМЕ правящей. Иначе правящая партия начинает пропагандировать фашизм, с какими бы оговорками это не делалось.
Проблема в том, что накал страстей по национальному вопросу невозможно дозировать. Невозможно остановить однажды запущенный механизм раскрутки межнациональной напряженности. Снятое государством табу на деление людей по национальному признаку рождает мультиэффект – вплоть до погромов и гражданской войны.
Нужно помнить, что страна чрезвычайно уязвима в период реформирования. И не так важно, что в действительности происходит в экономике: сколько людей у черты бедности, а сколько уже на пути к среднему классу. Важно и страшно, что еще жива память о том времени, когда все мы были равны и недовольство «выскочками», теми, кто оторвался от основной массы людей по уровню материальной обеспеченности. Эта социальная несправедливость, приобретающая весьма конкретные черты для конкретных людей, рождает общий фон неоправданных ожиданий. А кто виноват? Человек так устроен, что винить себя не будет. А кого винить? Тех, кто отличается от меня. Этот примитивнейший социально-психологический механизм безотказно действует всю историю человечества. И мудрость современного политика заключается именно в том, чтобы не соблазниться простым способом набора очков популярности, не пойти на поводу у популистских настроений. В большинстве случаев современным политикам удается сдерживаться, нужно отдать им должное, но в случае с Грузией соблазн оказался слишком велик….
Когда силовые структуры начинают отчитываться по количеству выявленных преступников той или иной национальности – это уже не шаг, это - скачок к фашизму.
У разумных людей вызывает улыбку старательность, с которой чиновники поднимают на щит такой аргумент как криминогенная «ситуация на рынках». Специфичной особенностью любого рынка является его малая «неуправляемость», там естественно ограничено влияние силовых структур, облегчить работу которых можно только уничтожив рынок. Рынок призван держать нижнюю планку цен на товары, а нижняя планка цен не может держаться исключительно на прямых белых схемах. Если прямая, белая схема – нижняя планка цены, будет в магазине, рынки отомрут за ненадобностью. Рынок требует специального внимания силовых структур – это аксиома, но национальный состав его работников здесь абсолютно не при чем.
Но страшна не эта карикатурная борьба с рынками, не показательные выявления криминальных элементов грузинской национальности, даже не то, что пришли с вопросом про налоги к Борису Акунину и Зурабу Церетели. Страшно, что 70 процентов россиян начинают в своих бедах винить приезжих. Скажете, эта тенденция существовала всегда? Нет! Все эти бытовые разговоры ничего не значили. Это было лишь сотрясанием воздуха, сродни употреблению нецензурных выражений - ведь мало кто всерьез думает о физиологии процесса, украшая свою речь ненормативной лексикой. А вот когда власть вывела антигрузинские настроения на уровень официальной политики, когда это стало общим местом, вот теперь – страшно. Теперь слово от дела отделяет тончайшая грань. И далеко не 70 процентов наших сограждан несколько ранее признавались себе в национализме, а сейчас – 70 процентов. И не надо поводить социологические опросы, достаточно знать, что рейтинг президента в последние дни поднялся до 70 процентов.
Остановиться невозможно. Повернуть назад – невозможно! Невозможно всех, кто сегодня с пеной у рта доказывает, что виноваты в его бедах – приезжие, сделать в одночасье этнически грамотными! А кроме всего прочего, это очень удобный политический ход, который теперь можно эксплуатировать, и отказаться от которого очень трудно. А дальше – больше. Погромы, экстремизм, развалившаяся в лучшем случае страна, в худшем - фашизм. В такую страну не хотят приезжать, из такой страны хотят уехать, причем – лучшие ее представители.
Хочется надеяться, что сейчас еще достаточно окрика сверху. И старательность чиновников можно будет перенаправить в другое русло. Но даже в этом случае последствия произошедшего мы еще долго будем расхлебывать, разбираясь с молодежными экстремистскими группировками, вылавливая нацболов и так далее. Совершенно очевидно, что озвученный акцент на национальности одних криминальных элементов развязывает руки другим. Но хочется верить, что страну еще можно сохранить. Аккуратность, аккуратность, аккуратность…. Но еще два-три таких движения в сторону национализма, еще какой-нибудь демарш Саакашвили, еще «адекватный» наш ответ - и ничего остановить уже будет нельзя….
Вместо заключения: Кроме всего прочего, важно понимать, на каком фоне происходит то, что происходит. Очень скоро будет рассматриваться в ООН вопрос о признании Косово. Если Косово будет признанно, то это станет одной из самых больших бед 21 века. Признание Косово – это полная ревизия всех границ после Ялтинского договора. Начнется переделка границ, и удержать это будет уже невозможно. Тем важнее удержаться от крайности сейчас, тем важнее сохранить национально-территориальное равновесие, которое оказалось неожиданно шатким.
Григорий Томчин, президент Фонда поддержки законодательных инициатив, член Общественной палаты РФ
Tomchin.ru
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|