Она его за трубы полюбила
Порой не знаешь: где муза, где политика. Случайно ли, но главный конкурент кандидата от демократов Виктора Шендеровича на довыборах в Госдуму – кандидат от «Единой России» Станислав Говорухин – представил публике свой новый фильм «Не хлебом единым…» как раз за десять дней до выборов. Конечно, не случайно. По всей Москве афиши и растяжки. С количественным показателем рекламной продукции у «ЕдРа» проблем нет. Правда теперь, когда бурый медведь путем каких-то невероятных мутаций превратился в белого, часть этой самой продукции устарела. Но речь не о том. Ведь оба кандидата в Думу столкнулись не на почве творческих вопросов.
Шендерович уже в первый день проката заявил общественности, что намерен за такую масштабную и, значит, незаконную агитационную работу подать иск в Мосгорсуд на своего соперника. В штабе Шендеровича подсчитали, что стоимость рекламы фильма тянет почти на 160 тысяч долларов, а по закону тратить можно около 12 тысяч с половиной. Понятно, что «Не хлебом единым…» не блокбастер, и большой кассы не соберет. Но голосов на выборах по 201-ому Университетскому округу Говорухину, может, и прибавит. Если Говорухин не сойдет с дистанции.
Черно-белый фильм, снятый по одноименному роману Владимира Дудинцева, который был главным литературным событием 1956 года – о том, как в тисках советской системы талантливая личность не может реализовать свое изобретение общегосударственного значения. Бедный школьный учитель Лопаткин (Михаил Елисеев) изобрел метод изготовления двухслойных труб для химической промышленности, но сама промышленность в лице директора трубного завода Дроздова (Виктор Сухоруков) инициативу, как инородное, тело отторгает. И только чуткое сердце жены душителя Надежды Сергеевны (Светлана Ходченкова) не остается равнодушным. Благословите женщину! Действительно, благословите. Потому что весьма не просто полюбить молодого человека, у которого в голове одно литье труб. Он как зомби: трубы, кульман, ватман… Совершенно не живой и не теплый. Без эмоций и реакций на окружающую среду. Вдохновленная трубной идеей, жена функционера, жертвует науке даже свою каракулевую шубу. И вот уже Лопаткин, который как-то чересчур спокойно принимает эту жертву, – сытый и в новом плаще.
Может, Говорухин специально хотел изобразить человека-символа. Но что он символизирует? Что это великий изобретатель – не верю. Что любит героиню Ходченковой – не верю тоже. Он какой-то никакой, этот человек, которому мы в течение 112 минут должны сопереживать. Всегда вытянутый в струнку и почему-то со стеклянным, простите, совершенно наркоманским взглядом. Догадываюсь – одержим идеей. Поэтому все человеческое тут ни при чем. Первый раз хоть что-то трогательное просыпается в изобретательской душе героя в сцене, где из тюремного окна Лопаткин видит Надежду Сергеевну и сына.
И если бы не остальные участники творческого процесса, то самыми живыми в фильме остались трубы. Профессор (Алексей Петренко) – трогательный старик-изобретатель, который закаляет в своей печурке плитку, и каждый, кто ни придет в дом, должен непременно попробовать ее разбить. Детали, нюансы, какие-то одному Петренко свойственные жесты и интонации дали возможность действительно прочувствовать и эпоху, и людей, которые жили в тех самых коммуналках, среди тех самых графинчиков, салфеточек, стен с оборванными обоями и электрическими счетчиками. Черно-белая страна с черно-белыми пейзажами. В убогой профессорской квартирке поселяются и Лопаткин и ушедшая от мужа героиня Ходченковой. Директор трубозавода Дроздов, как всегда, блестяще отрицательный Виктор Сухоруков. Персонаж Александра Розенбаума – высокий военный чин, тоже прекрасно разбирающийся в трубах, и он – на стороне героя. И, как рояль в кустах, – допрос героя, «разгласившего гостайну», ведет Евгений Гришковец.
Зачем зрителю 2005 года экранизация «советско-прогрессивного» романа полувековой давности? Скорей всего, затем, чтобы зритель провел параллели с сегодняшней реальностью, когда, по убеждению режиссера-кандидата в депутаты, истинным талантам не дают пробиться, а производство неумело организовано и вообще стоит на месте. Замысел, вообще говоря, богатый. Можно еще раз снять «Войну и мир» (по очень одноименному роману известного русского писателя). Чтобы зритель провел параллели с военной реформой, которую пробивают злостные демократы, и понял: Наполеона победили безо всяких контрактников и альтернативщиков.
Сам Говорухин появляется в картине в образе министра и, хоть ненадолго, дает надежду на торжествующую справедливость: распоряжается поддержать Лопаткина. Но, как вы поняли, заканчивается все «черным воронком». Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Газета «Правое Дело» № 43 (112)
01.03.2006
|