Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте   
Эффект 1917 года Высшее образование начинается со студента
События
Россия и Европа
Актуально
Точка зрения
 
Точка зрения
 
Инновационная деятельность
 
Ценности постсоветского человека
 
Экономика переходного периода
 
Государство и общество
 
Петербург. Путь в XXI веке
 

Другие темы >>>

Григорий Томчин
Биография
Идеология новой России
Идеология новой России
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Поиск на сайте:
 

Fineday.ru
okkervil

Круглый стол


Конференция «Финансовые и правовые механизмы государственно-частного партнерства в России»

Государственно-частное партнерство (ГЧП) пока так и не стало эффективным механизмом, с помощью которого можно поднять в стране здравоохранение, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и энергетику. Это показала дискуссия, возникшая на конференции «Финансовые и правовые механизмы государственно-частного партнерства в России».

 

В последние годы правительство предприняло ряд попыток укрепить механизм ГЧП. В 2005 году был принят, но так и не заработал закон «О концессионных соглашениях», который оговаривал отношения государства и бизнеса в тех сферах, где объекты не подлежат приватизации. Остановила концессии, в частности, неурегулированность в законе прав концессионеров и гарантий их безубыточной деятельности. Не было закреплено безоговорочное право собственности концессионера на созданное им в результате выполнения соглашения имущество. Препятствием для частного инвестора было и то, что закон не предусматривал установления в соглашении тарифов на работы или услуги концессионера на период действия соглашения. Результат: за три года существования закона реально не заработал ни один проект. Но на стадии заключения концессионного соглашения строительство скоростных автодорог Москва - Санкт-Петербург и Москва - Минск.

Другим механизмом запуска ГЧП были государственные корпорации, причем ради формирования их уставного фонда государство даже вскрыло Стабфонд. Но выполнять свою миссию госкорпорации не спешат. Классическим примером «бездействия» госкорпораций является деятельность Фонда содействия реформированию ЖКХ. Государственный взнос в данную корпорацию составил 240 млрд рублей. По замыслу правительства средства следовало распределить между регионами и направить на ремонт жилфонда. Но регионам досталось только 19,5 млрд. Заместитель гендиректора фонда Владимир Талалыкин объясняет ситуацию пассивностью региональных властей, которые не обращаются в фонд за инвестициями. Пока подтолкнуть госкорпорации к активной деятельности предполагается разве что наделением их руководителей диппаспортами. С такой инициативой выступил председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Зеленые паспорта вместе с дипломатической неприкосновенностью, считает Плигин, помогут осваивать зарубежный опыт.

Еще одна проблема, которая мешает бизнесу вступать в ГЧП, - риск невыполнения государством своих обязательств. Например, такая форма ГЧП, как федерально-целевая программа, не содержит в себе четко прописанных условий участия государства в таких проектах. 

На данный момент самым эффективным участником ГЧП является Внешэкономбанк (ВЭБ). Его последняя инициатива - перенести центр тяжести ГЧП в регионы. ВЭБ выступает за создание региональных корпораций в форме открытого акционерного общества. Уже созданы Южно-Якутская, Самарская, Калужская и Красноярская корпорации. Среди их учредителей помимо краевых администраций частные инвесторы, например «Базэл» и ГидроОГК.

Региональные корпорации - институты развития на местах, подчеркивают в ВЭБе. Банк намерен их активно кредитовать, а также входить в число учредителей или акционеров. Пока ВЭБ имеет долю только в корпорации развития Красноярского края. «Сейчас рассматриваем возможность войти в состав акционеров корпорации развития Калужской области», - говорит заместитель председателя ВЭБа Анатолий Балло. Накануне ВЭБ объявил о предоставлении калужской корпорации кредита в 2,4 млрд рублей. Деньги должны пойти на строительство инфраструктуры на территории автомобильного кластера, где разместятся автомобильные заводы Volkswagen, Volvo, а также совместное предприятие автомобильных гигантов Peugeot, Citroen и Mazda.

В ближайшее время могут появиться корпорации развития на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке. Особо в ВЭБе подчеркивают, что региональные корпорации не имеют ничего общего с госкорпорациями.

 

Григорий Томчин, президент ФПЗИ и ВАПиЧП:

Зачем ЖКХ бизнесу? И вообще, зачем нужно частно-государственное или государственно-частное партнерство? У нас даже в этих словах все немножко путаются.

По идее – это два партнера с противоположными интересами. Государственно-частное партнерство, где государство впереди и хотело бы, чтобы бизнес дал денег, а само решало свои интересы. А что хотел бы частник? Чтобы государство дало денег, а бизнес – я и так знаю, чего вам надо. Вот это принципы взаимодействия. У каждого свои интересы.

Государственно-частное партнерство – это всегда договор, договор с ограничением сторон. Хорошей формы этого договора у нас пока еще нет. Мы попытались создать концессионные соглашения как наиболее лучшую форму. Но у нас нет понимания интересанта в виде государства.

Если мы говорим, что в ЖКХ нам нужно не только управление, но и, например, строительство чего-нибудь, и государство хочет и может выделить на это деньги. Если нет государственно-частного партнерства, государство выделяет деньги из бюджета – это затраты. Если государство отдает это частнику – это инвестиции, иначе – бизнес с убытков.

Только тогда, когда государственный партнер осознал свои цели, или вы ему предложили договор, где понятны его цели в данном проекте. В ЖКХ цель понятна, никаких прибылей у государства не было и никогда не будет.

Чем ЖКХ привлекательно бизнесу?

Во-первых, это мечта бизнеса – ясен клиент. Бизнес всегда может узнать его платежеспособность просто. Мало того, клиент не может никуда сбежать. И всегда можно оценить, чего же клиент хочет. Поэтому этот бизнес долгосрочный, менее рисковый, но и малоприбыльный. Но государство должно видеть с этого выгоду иную – выгода в том, что никто не выходит на улицы и не кидает камнями в муниципалитет. Это единственная выгода, которая может быть у муниципалитета. Но и у него должны быть ограничения – ограничения в виде назначения тарифов. И это подразумевалось в законе о концессиях – четкое определение обязанностей на срок выполнения контракта.

 

по материалам «Газеты»

Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

Перспективы государственно-частного партнерства в России

«Истоки и смысл либерального консерватизма в современной России»

Обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия»

Обсуждение экономического кризиса в рамках «Клуба 4 ноября»

Методологический семинар «Сценарии политического устройства России»

Интеллектуалы после Послания

Рукодельный кризис

Ловушка для предпринимателей

Круглый стол «Антикоррупционное законодательство: региональный аспект»

Строители Петербурга самоурегулируют проблему

Семинар «Анализ ситуации при выборе институтов развития страны»

Круглый стол «Петербургские панорамы: вопросы регламентации высотного строительства и задачи защиты культурного наследия»

Круглый стол «Противодействие коррупции: как выстроить системный подход»

Конференция «Финансовые и правовые механизмы государственно-частного партнерства в России»

Круглый стол «Практика создания и функционирования саморегулируемых организаций в России»

Заседание клуба «4 ноября»: Вокруг лидерства

Заседание Столыпинского клуба на тему «Новая экономическая модель: от сырья к инновациям. Возможно ли российское экономическое чудо?»

Круглый стол «Природа и структура коррупции в России»

Презентация книги Г.Томчина «Идеология новой России» и «Санкт-Петербург: столица Европы. Путь в XXI веке»

Круглый стол «Комфортно ли бизнесу в России?»

Семинар «Вечера в Европейском» с Григорием Томчиным

Народное единство. Почему отменили 7 ноября?

Российское know-how: теневая благотворительность. Как выйти из тени?

Выборы-2007: время молодых?