31.05.2006
Опыт обобщения без явного информационного повода
За 1000 лет истории русский народ, к сожалению, так и не создал развитой цивилизации. Ибо назвать цивилизацией то общественное образование, где около 20 процентов пребывает в полной нищете, около 50 процентов не живет, а выживает без всяких планов на будущее (так показывают социологические опросы), нельзя. Если раньше это можно было объяснять только «историческими трудностями», «холодами», «происками врагов» и т.п., то теперь хорошо видно, это не так (хотя, конечно, все эти препятствия были).
К сожалению, основная масса людей (населения РФ) пребывает в безвольном, биологическом состоянии, не понимая, или не желая понимать, своего положения. А кто понимает, тот не верит, что можно что-то изменить. Есть, конечно, отдельные немногочисленные трудоголики (этакие постсоветские яппи), но их судьба при общей политической неразберихе и наметившемся возврате к прежнему застойному социализму очень проблематична (евроквартиры посреди грязных лестниц не спасут). Можно, конечно, надеяться на чудо «великого пробуждения». Но пока и этого не заметно. Господь Бог – чудотворец, но не фокусник. Он не сделает за людей то, что они могут и должны сами сделать.
Духовная причина печальной ситуации - в историческом прошлом, в том, что русский народ не усвоил античное наследие, римское право и принял христианство в усеченном обрядоверческом, ритуалистическом, но не евангельском варианте (см. на эту тему работы: Г.П.Федотова, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, С.С.Аверинцева). Отдельные светочи-подвижники, монахи-аскеты и прочие энтузиасты «малых дел» не меняли и не меняют, в целом, довольно мрачную картину. Кроме того, в начале 20-го века произошло значительное ухудшение генофонда русского народа: практически был уничтожен целый социальный слой носителей русской культуры – писателей, философов, духовенства, общественных деятелей. Произошла «антропологическая катастрофа» (Мамардашвили). Революция 1917 года ввергла страну в варварство.
Причин пассивности населения много. Одна из них – российский тип религиозности грешит фатализмом и не связан с представлением о возможности достижения справедливости в земных условиях. Это сегодня рассматривается, скорее, по части красных флагов (коммунистов), с которыми иногда пенсионеры митингуют, требуя свои гроши. За справедливость в России могли бороться и продолжают бороться, к сожалению, только безбожники-коммунисты. Идея справедливости в западном смысле прав человека полностью отсутствует в русском православном этосе.
В России не было и эпохи Просвещения (этот проект лишь в мировоззренческой форме состоялся лишь в нескольких хорошо образованных головах). Поэтому не образовалось культуры рационального продумывания вопросов практического приложения главных христианских ценностей: уважения к Богу и к людям. Поэтому в российской психологии продолжает преобладать типично языческая тяга к интриганству, воровству, взяткам и т.п. на фоне патерналистского типа сознания. Все это считается «хитростью и ловкостью», которые не оцениваются как грех у язычников (цель оправдывает средства). Отсутствие диалектического мышления делает невозможным возникновение многопартийной политической системы, когда разные партии персонифицируют различные точки зрения, формируют проблемное поле ([1]).
Не удивительно, что в 1917 году «Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три» (В.В.Розанов). Переход от бытового обрядоверия к атеизму оказался удивительно легким. Не все, конечно, стали нехристями, но большая часть населения. После отмены обязательного причастия в Русской армии летом 1917 года к воскресной евхаристической чаше добровольно пошли всего лишь около 10 процентов военнослужащих (крестьянских сынов).
Горько говорить, но гекатомба мучеников не стала той кровью, которая является «семенем для церкви» (выражение Тертуллиана). Молебны новомученикам, включая царскую семью, почти никто не заказывает. Духовной связи и преемственности с ними так и не установилось. Левашевскую пустошь под Санкт-Петербургом почти никто не посещает.
Теперь окончательно стало ясно: Русь почти не читала и теперь почти не читает Библию, не прониклась евангельским духом. Любимая мысль Ф.М.Достоевского о сокровенной истинной сердечной вере русского народа во Христа оказалась ложной. Иначе, помня предостережение апостола (Еф.5,4; Колос.3,8), люди с крестами на шее не сквернословили бы на каждом шагу. Вместо «непрестанной молитвы» (1Фес.5,17) у нас на улицах непрестанное сквернословие. Сегодня же вся Россия по уши сидит в этой словесной чернухе. Одного этого достаточно для полной деградации, как духовной, так и экономической. Отсюда - и массовое пьянство и повсеместная грязь. Грехи, как и добродетели, зачинаются в духовной сфере. Бог в христианстве именуется Логосом-Словом (Ин.1,1). Сквернословие это антилогос, антислово, это - безбожие. Грязь в душах порождает повсеместную грязь в жизни.
Социум
Строго говоря, в том, что громко называют Россией, никакого гражданского общества нет, а есть только население. Для любителей строгих дефиниций скажем: «почти нет или есть, но недостаточно» ([2]). Для формирования общества необходимо наличие в общественном сознании единых этических ценностей, представлений о должном, о дозволенном и недозволенном в духе хотя бы «золотого правила нравственности». Только в этом случае возможна солидарность (соборность), общественный консенсус, без чего не бывает общества. Если же общепризнанным является неверие в возможность актуализации принципа справедливости, то в таком случае продолжается «степная война» всех против всех, т.е. некое подобие вялотекущей гражданской войны. Никакой психологической связи между разрозненным населением и правительством страны нет. Отсутствие единых этических ценностей объясняется не столько большой этническо-культурной разнородностью населения, сколько отсутствием национальной идеи, которая могла сформироваться только в период становления национального государства. Именно этого периода в России как бы не было. Или – «почти не было». Меру определят историки.
Парадокс состоит в том, что сегодня, в эпоху глобализации, национальные идеи почти невозможны (тут мы опоздали, перезрели, не успев созреть). Да и Всеобщую Декларацию прав человека так и не удосужились прочитать. Как, кстати говоря, и основанную на ней Конституцию. А кто прочитал, тот не поверил в такой «наивный идеализм». Конституция РФ, как известно, списана с западных конституций.
Особенностью российского национального характера является невосприимчивость к любым идеям (мысль Бердяева), если они не персонифицированы в какой-то личности. Но исчезает личность – исчезает и идея. Эта неспособность к отвлеченному мышлению является одной из причин отсутствия в общественном сознании принципов, ценностей, направления движения. Остается только ситуационное реагирование на основе хватательных рефлексов, т.е. интересы.
Экономика
Для описания сущности российской экономики достаточно несколько строк. Она остается сырьевой и полностью зависит от цен на нефть. Экспроприация ЮКОСА (якобы покупка фирмы другой фиктивной фирмой за «миллиарды долларов») нанесла большой материальный ущерб России, о масштабах которого население, занятое ежедневной борьбой за существование, не подозревает. Вместо того чтобы оценивать степень достоверности заявлений отставного советника президента по экономике Андрея Иларионова по поводу захвата ЮКОСА, публика принялась обсуждать проблемы корпоративно-клановой этики, которую Иларионов якобы нарушил. Вынес сор из избы. Если упадет цена на нефть, то сотни виртуальных офисных фирм-посредников, создающих иллюзию модернизации в России, рассеются в течение недели «яко дым».
Лишение льгот самых бедных слоев населения, бесконечно взвинчивание жилищных тарифов (у номенклатуры льготы остались) говорит о том, что «есть у революции начало, но нет у революции конца». Грабеж населения, таким образом, продолжается. Никто не будет считать пенсионеров, не дождавшихся мнимых денежных компенсаций, скончавшихся в бесчисленных очередях. Наблюдается большой перепад между благополучием немногочисленных новых богатых и бедным большинством населения.
СМИ постоянно муссируют тему инфляции. Инфляция в России, конечно, есть, но важно понять, что в стране так и не сложилось рыночной экономики. Торговая мафия не допускает снижения цен, что было бы возможно в условиях конкуренции. Более того, она их постоянно взвинчивает. Рыночная экономика возможна в условиях сильного государства (сильной судебной и исполнительской властях), которое контролирует и заставляет конкурентов соблюдать правила игры.
Право
Прежде чем затевать любые реформы, необходимо было создать независимую судебную власть, юридическую систему, основанную на принципе силы права и справедливости, а не на беспринципном праве силы. Необходимо было избавить суды от коррупции. По крайней мере, необходима политическая воля к созданию такой юридической системы, чего до сих пор не наблюдается.
Западная юридическая система основана на Римском статуарном (нормативном) праве, англо-саксонском прецедентном праве и христианском уважении к человеческой личности.
В России, формально списавшей свою правовую систему с Запада, до сих пор преобладает архаический принцип права силы. Почти никто не верит в верховенство закона, в силу принципов добра и справедливости, которые должны торжествовать в суде, но многие стремятся решать свои проблемы через знакомства и всяческие связи. Суд присяжных, не успев возродиться, зачастую не работает. Присяжные заседатели тоже запуганы возможностью всяческих лишений.
Для реализации конституционного принципа независимости суда необходима вера в абстрактный принцип справедливости, который должен доминировать в суде. Для патерналистской системы, ориентированной на личности, а не на принципы, это невозможно.
Если на Западе частная собственность является материальным гарантом личной независимости человека, то в России все наоборот. Института частной собственности, строго говоря, нет. Поэтому, чем больше человек имеет, например, недвижимости, тем он более имеет рабскую психологию, т.к. хорошо понимает, что власти в любой момент могут у него все отнять, устроив какой-нибудь фиктивный суд (пример: случай с Ходорковским).
Политика
Для внутренней и внешней политики России характерно отсутствие рационально продуманной доктрины, для создания которой необходимы этические ценности, а не просто хватательные рефлексы. Необходимо мировоззрение, которое можно было бы внятно артикулировать. Мы долго думали, что оно есть, но от нас его скрывают. Теперь видно, что его просто нет. Характерно слияние политической и финансовой властей.
Политические действия в России определяются сиюминутными реакциями на события. Отсюда их видимая нелепость и безрезультативность. Отсутствие мировоззрения у власти не могут скомпенсировать никакие «аналитики», «консультанты» и «политтехнологи». Один пример: преждевременное поздравление Путиным Януковича (коммунистический кандидат в президенты Украины в 2004 году), явно с целью оказать давление на «меньшего брата» - Украину, который давно таковым себя не числит, явно не способствовало его популярности. Заброска политтехнологического спецназа на Украину тоже ничего не дала, кроме разбазаривания денег. В результате на президентских выборах побеждает демократ Ющенко. Другой пример: трагедия в Беслане. Требования террористов скрыли от общественности. Героизм отдельных военных не компенсировал, в целом, провала операции по освобождению заложников. Их принесли в жертву госамбициям.
Отмена губернаторских выборов особого впечатления на публику уже не произвела. Вместо того чтобы поддерживать ростки демократической культуры, Кремль решил ее вовсе отменить, как неудавшуюся. Теперь губернаторы будут выслуживаться перед Кремлем, а не перед избирателями. Другая нелепость: это не столько монетизация льгот, сколько морально несостоятельный и неуклюжий характер этой процедуры. Особый цинизм состоит в том, что самую себя власть не монетизировала. Все опричники остались при старых (натуральных) льготах. В результате самые бедные стали еще беднее, а богатые – еще богаче.
Политики как культуры в аристотелевском смысле, как искусства организации общего блага, в России как не было, так и нет. Никто не верит в такой «идеализм». В основе русского общественного чувства лежит вера в хорошее начальство (в царя), а не в местное самоуправление (как на Западе). Околокремлевские консультанты и всякого рода политтехнологи назовут это каким-нибудь «просвещенным вертикализмом». Монарх, символизирующий «вертикаль», будет разыгрывать вечный любимый народом спектакль на тему: «борьба хорошего царя с плохими боярами (олигархами)». Действо так увлекательно, что народ забывает про главное: «отнять и поделить». Популярность такому царю гарантирована. Кроме того, в России политическая власть тождественна экономической. Администрация президента – после операции по «нейтрализации» Ходорковского – теперь главный коллективный олигарх. Принцип разделения властей полностью игнорируется. Государство, как воплощенный принцип справедливости, в России все еще пребывает в зачаточной стадии.
В эти дни исполняется 100 лет со дня открытия первой Российской Думы (парламента). Эпоха российского парламентаризма оказалась очень краткой (из этих 100 лет 75 лет Думы не было) и закончилась в 1917 году. Сегодняшняя Государственная Дума представляет собой некий политический муляж. Депутаты назначили сами себе высокие зарплаты, имеют много льгот, исправно выполняют команды из Кремля, являют собой беспринципную «машину для голосования».
Государство
Государства в классическом понимании, как системы для организации общего блага, в России почти нет. То, что сегодня имеется, это нечто архаическое, типологически похожее на Золотую орду, где политическая власть была тождественна с финансовой. Через главный «караван-сарай» - Москву - проходит 80 процентов всего движимого капитала. Властная администрация ощущает себя на захваченной (оккупированной) территории, которую рассматривает как источник личного обогащения. Каждый чиновник рассматривает свою подконтрольную сферу, как источник «кормления». Система «кормлений» воспроизводится на всех уровнях. Даже продавцы и прочий обслуживающий персонал вовсе не ощущают себя какой-либо «обслугой». Они понимают себя как благодетелей-распределителей благ, к которым люди приходят с рублями, как с талонами на питание. Правды ради следует сказать, что такое умонастроение в последнее время начало меняться. Если провести аналогию с моделью государства по Платону, то особенностью российской системы является то обстоятельство, что вся политическая власть принадлежит не философам, не работникам, а охранникам.
При такой системе все списанные с Запада институции политического и гражданского общества, а также судебная власть, носят имитационный характер.
Очевидно, что при такой системе никакой независимости суда от силовых структур быть в принципе не может. Метафизическим основанием для независимости суда является независимость Бога. Соответственно, совесть должна пониматься не как чье-то субъективное настроение, а как объективный голос Бога в душе человека. Если Бога нет, то автоматически начинается зависимость судебной власти от исполнительной, как имеющей наибольшие силовые полномочия. Презумпция невиновности не принимается там, где нет полноценных граждан. Все это называется коррупцией госвласти, частным случаем которой является взяточничество.
Политическо-экономическая система РФ напоминает, по удачному выражению А.Зиновьева, мутанта - «рогатого зайца».
Культура
Культуре бедных стран никто не верит. Это главная причина непопулярности русской культуры в мире. Нельзя все время похваляться Чайковским и Достоевским, Толстым и Рахманиновым, не следуя тому, к чему они призывали. Пресловутый балет и прочие «русские сезоны в Париже» хорошо развиваются, как известно, при тоталитаризме, как его эстетический декор. Русский культурный этос, конечно, существует, но во что он модифицируется трудно сказать. Сейчас опять идет разгул первобытных стихий (секс, насилие, передел сфер влияния). Все, что связано с физиологией, всегда актуально и более интересно для широкой публики, чем религия, политика, культура. Очередной период варваризации культуры (антикультура), вероятно закончится, но высокое искусство уже вряд ли возродится. Это конечно, если не учитывать т.н. «высокую моду» - этакую игровую шмоточно-эстетичекую разновидность «нового балета», стирающего грани между полами (унисекс). Отсюда и гомосексуальный уклон нового искусства. Постмодернизм, массовая культура и левая политкорректность не выносят высокого, видя в том угрозу тоталитаризма. В отдельных очень немногочисленных салонах высокое искусство на уровне эстетического вкуса (дизайн) будет существовать. По инерции высокое остается и в музыкальной классике. Но ее опошляют соответствующими музыкальными обработками. Бах уже пошел на трели в мобильниках.
Все «высокое» генетически связано с Богом. Нет Бога – нет и высокого. С утратой теологической веры неизбежно исчезает категория «высокого» как такового. Для постмодернизма принципиально нет высокого и низкого. Из русского языка уже исчезли многие слова, а вместе и ними соответствующие положительно окрашенные понятия: «истина, справедливость, добродетель, благо, целомудрие». Язык насыщается уголовной фразеологий, причем не только в низших слоях общества, но и на уровне высшей администрации. На философском языке это означает исчезновение остатков классических этических универсалий из русского менталитета, дальнейшую победу «технологии над теологией». Все это, в конечном итоге, может привести к еще большим безобразиям, после чего из чувства самосохранения у этноса начнется возврат к традиционным ценностям, т.е. к бюрократической монархии, патерналистскому государству.
Образование
До сих пор в России популярно мнение, что российское образование в общем--то неплохое и в чем-то превосходит западное. Мол, мы знаем, где находится река Миссисипи, а они не знают, где Волга. Более того, «они» даже не знают, где находится Сибирь! Это является предметом для неистощимых шуток одного из самых популярных российских сатириков. Но если исходить из известного тезиса, что практика есть критерий истинности теории, то становится непонятным, почему при таком якобы хорошем общем образовании - такие скудные результаты в общественном и экономическом развитии России? Ведь к политической власти пришли люди, получившие классическое советское образование! И возникает совсем набивший оскомину вопрос: почему население, тоже прошедшее советскую школу, упорно не хочет превращаться в гражданское общество, в народ? Может быть следует отличать образованность от грамотности?
Обычно в качестве показателя эффективности российского образования ссылаются на каких-нибудь победителей конкурсов, медалистов, выдающихся ученых, т.е. всякого рода умельцев-индивидуалов. Умудряются похваляться даже своими хакерами. Но ведь не этим созидается цивилизованное общество, тем более что все эти умельцы, покумекав, вскоре, вслед за многими спортсменами, оказываются на Западе. Раньше, те, кто не уезжали, просто спивались как лесковский Левша.
Таким образом, в российском образовании имеется какой-то существенный пробел. Этот пробел касается культуры общественного взаимодействия, того, что греки называли емким словом «политика». В средней школе фактически отсутствует гражданское образование. Существует как индивидуальное измерение ума, так и социальное. Именно во втором измерении имеется провал в скудном общественном сознании, которого никакое постсоветское «обществоведение» не восполняет.
Церковь
РПЦ всегда, если не считать начального периода формирования Руси, была при монархической политической власти, выполняла роль утешителя «многострадального» населения. Давно уже РПЦ потеряла право печалования – заступничества за несправедливо обиженных. Сегодня это считается «политикой, в которую не следует влезать». Сегодня Церковь полностью утратила также свою пророчески обличительную функцию. Осталась одна сакральная. Но богослужебно-сакральное без пророческого, увы, не работает (См. Книга пророка Исайя, гл.1, 11-31).
Высокопоставленные иерархи в своей риторике не прочь дистанцироваться от политики, более того - клирикам участие в политике просто запрещено современным внутрицерковным законодательством. Мол, «Кесарю кесарево, а Богу богово». Но на практике все иначе. По команде из Кремля с амвонов храмов МП на Украине открыто звучала прямая агитацию в пользу кандидата в президенты Януковича. Таковы на деле плоды знаменитой симфонии церкви и государства в России.
Если посетить официальный сайт Московской Патриархии, то может сложиться впечатление полного благополучия: официальные заявления (сегодня без них уже нельзя), встречи патриарха с чиновниками, всякого рода оргмероприятия. Но если приглядеться, то все это – номенклатурно-бюрократическая сторона МП. Такой же характер носит официальный орган МП «Журнал Московской Патриархии», который в годы застоя был явно интереснее. Там даже раздел по экуменизму был. Сегодня, «страха ради патриотическа» его убрали. Зато в издании появилась модная гламурность. Иногда складывается впечатление, что в России имеет место некий православный «ренессанс». Но простая статистики лишает иллюзий. В огромной России всего около 12 тысяч православных храмов. Это меньше, чем в одной Румынии или Эфиопии. Я не уточнял, но очень похоже, что памятников Ленину в России больше, чем храмов, что ставит вопрос о подлинном владельце соответствующей «канонической территории».
Конечно, что-то положительное делается в плане социальной благотворительности, ежегодно проводятся «Рождественские чтения», собирающие тысячи людей. Кое-где увеличивается число молодых лиц в храмах на богослужении. Но этого все-таки мало, по сравнению с тем, что могло бы быть. Миссионерская работа явно недостаточна. Протестантов, которые могли бы сыграть большую роль в России с их трудовой этикой, католиков с их развитой социальной философией в России ни во что не ставят, создают им информационную блокаду, не приглашают на конференции, обзывают «сектантами».
На вопрос: почему проект «церковь» не сработал в период перестройки (мы не ощущаем христианского измерения в жизни, выйдя из храма), можно ответить так: архаическая форма богослужебного обряда и всего строя церковной жизни не позволяет молодежи и интеллигенции воцерковиться. РПЦ продолжает остро нуждаться в «аджорнаменто», т.е. в обновлении.
Всемирный русский народный собор
В начале апреля в Москве, в храме Христа Спасителя под эгидой РПЦ состоялся X Всемирный русский народный собор (не путать с церковным собором; это - попытка консолидировать положительные силы в гражданском обществе, но протестанты и католики были допущены только в качестве наблюдателей), одной из тем которого были «права человека». Это очень важная тема, т.к. именно к ней в социально-юридическом смысле сходятся все существующие проблемы в России. Концепция прав человека, как уже говорилось, – западного происхождения. В ее основе лежит представление о высоком достоинстве человеческой личности и ее относительной автономии, что обусловлено признанием свободы человека. Эта сложная философская концепция имеет как библейские, так и светские корни (естественное право). Она формировалась в течение длительного исторического периода. Важно отметить, что эта концепция является либеральной по своему характеру, что представляет значительные трудности при ее церковном осмыслении, не допускающем нейтральных сфер относительно морали. Любой компромисс здесь рассматривается как беспринципность. Легализация даже ограниченной свободы предполагает легализацию некоторых видов злоупотреблений. Существует известная коллизия между фактором свободы и злоупотреблением нравственного выбора. Возникают непростые вопросы: какие следует принять законы, чтобы выполнение их способствовало добру, а не злу? Является ли принудительное добро добром? Какова должна быть степень законодательных ограничений свободы личности?
В России, как уже говорилось, не было развитой философии права, а на практике коллективные и социальные права всегда ставились выше индивидуальных. Право отождествлялось с законом, моралью, послушанием, но никогда со свободой. В результате в России не произошло дифференциации общественного сознания, всегда смешивались в общественном сознании закон, право, мораль, что и нашло свое отражение в документах Собора. Например, в Итоговой декларации говорится, что «совершая добро, личность приобретает достоинство». Так прозвучал упрек Западу в том, что его либеральная система («западный цивилизационный стандарт») потакает греховности человеческой природы. Отчасти это так, но это неизбежная плата за признание даже ограниченной свободы. Кто-то использует свободу во благо, а кто-то - нет. Но отказ от свободы ради исключения злоупотреблений приводит, как известно, к еще более печальным результатам (опыты тоталитаризма 20 века это ясно продемонстрировали).
Важно заметить, что концепция прав человека является либеральной по своей сути. Например, свобода слова предполагает свободу проповеди любой религии, в том числе и самой экзотической, не говоря уже о «сектах». То же самое касается свободы печати и вероисповедания. Готова ли Церковь, верующая и исповедующая Единую Истину, принять и уважать такую свободу? Вряд ли. Но прямых посягательств на западный конституционный принцип прав человека на Соборе не прозвучало.
Самые большие нарушения прав человека в России происходят, как известно, в местах лишения свободы, исполнения наказаний, в тюрьмах и отделениях милиции. Именно там более всего ждут правозащитников. Но на Соборе было обращено больше внимания на такую экзотическую форму нетрадиционного поведения как однополые браки, что, несомненно, является грехом с библейской точки зрения. Вероятно, обличать «геев» более безопасно, чем обличать пытки в милиции. Вопрос о свободе – это очень сложный вопрос. Как противостоять злоупотреблениям, законодательно или нравственно? Где провести границу свободы? Этот вопрос остался открытым.
Вениамин Новик, независимый публицист
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|