01.11.2006
Григорий Томчин: Пояснительная записка к поправкам в проект ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)»
Основной блок ПОПРАВОК направлен на корректировку положений статей 1298 и 1373, регламентирующих случаи и порядок возникновения прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или организации исполнителя на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также программы для ЭВМ и базы данных, созданные при выполнении работ по государственному (муниципальному) контракту.
Государство является крупнейшим заказчиком научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), выполняемых субъектами частного сектора российской экономики по государственным контрактам.
От решения вопроса распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности в существенной мере зависит:
- будет ли государство иметь права на эти результаты, необходимые для реализации функций государства;
- будут ли заинтересованы участвовать в НИОКТР для федеральных государственных нужд организации-разработчики, имеющие большой научно-технический задел, не опасаясь утратить свои права на него в случае его использования при выполнении государственных контрактов;
- будет ли обеспечено быстрое вовлечение результатов в хозяйственный оборот.
Вопросы распределения прав на результаты НИОКТР решаются в рамках договорных отношений, статья 421 ГК РФ (Свобода договора) устанавливает, что «условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами».
В случае закупки НИОКТР от имени государства представляется недопустимым, чтобы государственный заказчик устанавливал принадлежность прав на результаты интеллектуальной деятельности только на основе своих частных определений. Его действия должны быть регламентированы правилами, установленными законом. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что законодательство должно обеспечивать распределение прав на НИОКТР, выполняемых по государственным контрактам, не в качестве нормативного обеспеченная организации имущественных отношений между государством и исполнителем государственного контракта, а как механизм государственного управления в научно-технической сфере на этапах размещения и сопровождения выполнения государственных контрактов, приемки и использования полученных результатов.
Отсутствие явно установленных целей и принципов государственной политики в отношении распределения прав на результаты НИОКТР и соответственно норм и правил ее реализации влечет многие негативные последствия, обусловливающие низкую эффективность практического использования этих результатов и, как следствие, малую экономическую отдачу для общества от федеральных средств, затраченных на проведение исследований и разработок.
Положения статьи 1373, регламентирующие случаи и порядок возникновения прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на изобретение, полезную модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному муниципальному контракту, противоречат принципам государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно - технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, установленным Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 года № 863, поскольку предусматривают, что государство, муниципальное образование в любом контракте с исполнителем вправе установить закрепление за государством или муниципальным образованием права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ.
Указанные положения также противоречат Основным направлениям реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно - технической деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 года № 1607-р, предусматривающим, что в обязательном порядке за государством закрепляются права только на те объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно - технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности страны, а также доведение которых до стадии промышленного применения берет на себя государство, предусмотрев расходы на указанную деятельность в федеральном бюджете.
Таким образом, положения статьи 1373 вводят новые существенные ограничения в отношении прав организаций-разработчиков на результаты научно-технической деятельности даже по сравнению с существующим в настоящее время положением, а также создают существенные препятствия для вовлечения в хозяйственный оборот и эффективное использование этих результатов.
Для повышения эффективности использования результатов научно-технической деятельности необходимо предусмотреть, что права на эти результаты, созданные при выполнении работ по государственному контракту, принадлежат организации-разработчику при условии, что государственный заказчик получает безвозмездную простую (не исключительную) лицензию на использование таких результатов.
В целях исполнения государственных функций за Российской Федерацией в обязательном порядке должны закрепляться права на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении работ по государственному контракту, которые в соответствии с федеральным законом изъяты из оборота или ограничены в обороте. Такое регулирование закрепления прав на результаты научно-технической деятельности соответствует статье 129 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей оборотоспособность объектов гражданских прав.
Григорий Томчин, президент Фонда поддержки законодательных инициатив
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|