"Россия рассчитывает завершить переговоры по присоединению к ВТО к декабрю 2005 г и не видит непреодолимых препятствий в этом", - заявил Максим Медведков, глава департамента МЭРТ по вступлению в ВТО. По словам Максима Медведкова, уже подписаны двухсторонние протоколы с 36 из 54 стран-членов организации, еще пять ожидают подписания. В то же время он отметил сложность переговорного процесса с 13 странами, включая США, Канаду, Бразилию, Аргентину, Австралию. Возобновление двусторонних переговоров с ними запланировано на середину сентября.
Новый еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон - опытный политик, при этом он ориентирован на результат. И он не лукавит, говоря о том, что он хочет быстро завершить процесс присоединения России к ВТО.
Недавно Питер Мандельсон заявил, что переговоры идут сложно и он считает,
что министру Грефу мешают его коллеги по правительству, а также большой бизнес, не заинтересованные в скором вступлении России в ВТО.
Россия может присоедииться к ВТО только как полноправный член, выполняющий стандартные обязательства члена ВТО. Однако есть и дополнительные, «нестандартные» требования. Например, тема, связанная с энергоносителями. С Евросоюзом этот вопрос был решён в прошлом году. Но остаются страны (например, Канада), которые по-прежнему считают, что разница между внутренними и экспортными ценами на газ является запрещенной субсидией. Однако это некорректное толкование норм ВТО. Эта так называемая субсидия не может являться запрещенной, так как если она и есть, то ею пользуются любые предприятия - как российские, так и c иностранным участием.
Кроме того, есть достаточно жесткая позиция со стороны американских производителей минеральных удобрений.
Есть и сложная проблема, связанная с сельским хозяйством. Она распадается на
две части. Во-первых, это ветеринарный и фитосанитарный контроль. Здесь Россия давно спорит и с ЕС, и с США. Они считают, что мы не всегда соблюдаем нормы ВТО, поскольку некоторые контрольные меры, которые мы применяем, научно не обоснованы. Вторая сельскохозяйственная проблема - это вопрос объемов господдержки, которую мы сможем оказывать после присоединения к ВТО. Пока дело движется медленно. Это очень тяжелый вопрос. Наши торговые партнеры считают, что господдержку сельского хозяйства в России надо ограничить нынешним уровнем - не более $3 млрд в год, хотя в ЕС все аграрные субсидии составляют более $90 млрд в год, в Японии - более $59 млрд, а в США - более $48 млрд. Дело доходит до того, что 50% стоимости в том или ином сельхозпродукте в ЕС составляет господдержка. Поэтому Россия настаивает на том, чтобы вернуться хотя бы к уровню господдержки середины 1990-х годов – порядка $10 млрд в год.
Вступит ли Россия в декабре 2005 года в ходе Гонконгской министерской конференции в ВТО, или придётся ждать до будущего года? Решения о приеме в ВТО принимается генеральным советом. Совет заседает в Женеве как минимум два раза в год, и поэтому Россию могут принять в ВТО и в будущем году, если мы не успеем завершить все переговоры.
Коммерсантъ, Tomchin.ru