26.04.2007
Помощь не по адресу
Всемирный банк предложил изменить российскую систему распределения помощи для бедных. В представленном докладе говорится о том, что беднейшие граждане России ежегодно недополучают минимум 45 млрд рублей из-за плохой подготовки адресных социальных программ. Представители ВБ предлагают правительству разработать систему более точной оценки уровня доходов граждан и усовершенствовать системы мониторинга программ по борьбе с бедностью.
Адресные социальные программы в России, составляющие 0,5 процента ВВП, работают неэффективно. Согласно обнародованному докладу Всемирного банка о соцпрограммах, более половины получателей денег в рамках соцпрограмм в пяти регионах не могут быть отнесены к бедным, пишет «Коммерсантъ». Всемирный банк констатирует, что методики определения размера доходов тех, кто претендует на госсубсидии, нуждаются в изменениях – несмотря на относительно высокий уровень финансирования, субсидии получают не более 20 процентов действительно бедных граждан. Из-за плохой подготовки и реализации соцпрограмм материальная помощь оказывается в основном не беднейшим, а обеспеченным россиянам.
Эксперты банка оценили три программы соцпомощи (по детским пособиям, жилищным субсидиям на оплату услуг ЖКХ, региональные программы соцпомощи) в пяти регионах России – Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Татарии, Тверской и Томской областях – на точность попадания в них действительно бедных граждан, нуждающихся в субсидиях.
Выводы экспертов банка оказались неутешительны. Из общего объема расходов бюджета на адресные социальные программы «большая часть средств оседает в карманах граждан, не относящихся к категории бедных, в том числе тех, которые относятся к обеспеченным слоям населения». Так, в Ленобласти в 2005 году 55 процентов детей и 62 процента получателей жилищных субсидий не могли быть отнесены к категории бедных. Соответствующие показатели в Томской области в 2006 году составили 54 и 73 процента соответственно.
Среди названных причин низкой эффективности адресности соцпрограмм в России – не учитывающая ряд требуемых аспектов формула расчета жилищной субсидии, высокая доля «теневой экономики» в России (по оценке ВБ, 44 процента ВВП в 2003 году), которая создает сложность с получением точных данных о доходе, отсутствие проверки заявленного дохода, склонность претендентов его занижать.
По словам эксперта Независимого института социальной политики Диляры Ибрагимовой, наиболее частый случай – утаивание доходов от личного участка, сельхоздоходов и доходов от самозанятости.
Между тем региональные власти признают, что не могут вести точный учет доходов в рамках адресных программ. По мнению министра труда и соцразвития Калмыкии Светланы Абушиновой, соцработники не обязаны «пробивать» доходы получателей денег – это обязанность федеральных министерств, которые должны разработать стандарт учета доходов.
Научный руководитель ГУ–ВШЭ Евгений Ясин напоминает о росте разрыва между самыми богатыми и самыми бедными в стране до 43 раз, о чем в марте сообщил глава МЭРТа Герман Греф. По мнению Ясина, в России невозможны радикальные реформы по изменению адресного финансирования из-за возможных политических рисков. «Проводить специальную политику для ликвидации бедности нельзя, и тому есть много мировых примеров, когда повышались пособия на детей и по безработице, и люди переставали работать и начали активно рожать», – объясняет Ясин.
Главные рекомендации Всемирного банка – правительству необходимо разработать систему более точной оценки уровня доходов граждан и усовершенствовать системы мониторинга программ по борьбе с бедностью.
Tomchin.ru
Ссылки по теме:
- Пособия для небедных
- Государство субсидирует обеспеченных граждан
Другие публикации по теме:
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|