Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте   
Жизнь после пенсии Россия перед поворотом
Общество
Россия и Европа Город Совет Федерации Валентин Завадников новые подходы к разработке и проведению государственной промышленной политики Бизнес Совет Федерации Валентин Завадников новые подходы к разработке и проведению государственной промышленной политики
Совет Федерации Валентин Завадников новые подходы к разработке и проведению государственной промышленной политики Совет Федерации Валентин Завадников новые подходы к разработке и проведению государственной промышленной политики
Совет Федерации Валентин Завадников новые подходы к разработке и проведению государственной промышленной политики
Эльвин Калинин
Место технопарков в развитии России как инновационного общества
 
Олег Вите
Большевистский переворот и современная Россия
 
Игорь Липкин
Саморегулирование в оценочной деятельности
 
Григорий Томчин
Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются
 
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Идеология новой России
Автобиография
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе
Fineday.ru
okkervil

События

15.05.2007
Совет Федерации сформулировал принципы промышленной политики
Председатель комитета по промышленной политике верхней палаты Федерального Собрания РФ Валентин Завадников представляет доклад «Новые подходы к разработке и проведению государственной промышленной политики Российской Федерации».

Государство должно меньше влиять на цены товаров и услуг, налог на добычу полезных ископаемых надо заменить на плату за право разработки месторождений, а лицензии — на страхование и техрегламенты. С такими предложениями выступает сенатор Валентин Завадников. «Время новостей» рассказывает об основных тезисах его доклада.

Традиционно к мерам промышленной политики относят разного рода государственные финансовые вливания избранным предприятиям или отраслям, ограничительные пошлины на импорт конкурирующей продукции и налоговые льготы. Российское государство тратит немало средств и усилий на проведение такой промышленной политики, но результаты либо незначительны, либо вообще отрицательны. Часто утверждается, что причина неудач состоит в отсутствии политической воли или в нежелании со стороны политиков и исполнительной власти проводить такую политику. Однако такие представления не соответствуют реальности. На самом деле проблема коренится в объективном и неизбежном изменении природы промышленной политики в современных условиях и при глубоких институциональных изменениях, происходящих в стране и в мире.

В докладе описывается круг функций государства в новых условиях и, исходя из этого, выстраиваются цели, принципы и меры промышленной политики. Промышленная политика определяется как совокупность мер воздействия на производителей товаров и услуг. Конечной целью такой политики является повышение благосостояния населения, а задачами - стимулирование производственной деятельности отечественных производителей и поддержка этих производителей на внешних рынках.

Главным средством является уменьшение помех, создаваемых государством работе производителей. Ряд предлагаемых в докладе мер призван развязать руки производителям всех отраслей - например, внедрение технического регулирования вместо лицензирования, постепенное снижение участия государства в производственной деятельности, поддержка экспортной деятельности и т.д. В том, что касается поддержки экспорта, упор делается на необходимость защиты государством производителя от дискриминации или ущемления прав со стороны других государств.

Но есть отдельные отрасли и сферы деятельности, которые находятся в особом режиме регулирования, затрудняющем нормальную производственную активность и развитие. К их числу относятся инфраструктура (энергетика, транспорт, связь, ЖКХ и т.п.), эксплуатация природных ресурсов, оборонно-промышленный комплекс, наука и некоторые другие. Применительно к этим отраслям в докладе предлагаются меры как долгосрочного, так и краткосрочного характера.
Проблема в сфере инфраструктуры состоит в том, что эти виды деятельности рассматриваются как нечто, «обеспечивающее» и потребление, и бизнес, но само не являющееся бизнесом (то есть нормальным производством). Результатом является недоразвитость, а то и просто деградация инфраструктуры.
В докладе предложен ряд мер как долгосрочного, так и краткосрочного характера в сфере инфраструктуры. Ключевой мерой является реализация принципа «Все новое свободно». Созданные во время существования СССР активы в сфере инфраструктуры остаются для многих граждан нашей страны «общенародной собственностью», что ведет к сохранению тарифного (ценового) и других специфических видов регулирования. Однако под него автоматически подпадают объекты, которые могут быть созданы в этих отраслях независимыми (в т.ч. частными или иностранными) инвесторами за свой счет, что отпугивает потенциальных инвесторов. Предлагаемое в докладе долгосрочное решение: все созданные на частные средства активы должны быть свободны от ценового (тарифного) и антимонопольного регулирования, вне зависимости от того, в каких отраслях они работают («Все новое свободно»).
Второй мерой долгосрочного характера является переход от парадигмы «регулирования естественных монополий» к парадигме «финансирования ключевой инфраструктуры» в тех случаях, когда бизнес не может развивать какие-то участки инфраструктуры из-за их невыгодности, а государство считает это необходимым. Реальной целью «регулирования естественных монополий» в настоящее время является финансирование убыточных участков сетей за счет обложения дополнительным бременем пользователей прибыльных участков, т.е. «перекрестное субсидирование». Отказ от перекрестного субсидирования невозможен без решения в явном виде проблемы финансирования, что требует коренного изменения всех регулятивных процедур.

Краткосрочные меры в сфере инфраструктуры: допуск создания участков сетей частными инвесторами с сохранением за ними полного права собственности, введение торговли пропускной способностью сетей в качестве альтернативы тарифному регулированию, либерализация оборота прав на использование радиочастотного спектра, государственно-частное партнерство как метод развития и эксплуатации неприбыльных участков сетей и т.д.

В сфере добычи полезных ископаемых и эксплуатации природных ресурсов основным предлагаемым подходом является переход к рыночному обороту прав на эксплуатацию ресурсов.
В сфере оборонно-промышленного комплекса упор делается на выделение принципиально нерыночных производств (прежде всего конечные стадии производства вооружений и военной техники) с оставлением их в госсобственности с выведением в общерыночный сектор всего остального; на развитие аутсорсинга; на международную интеграцию в сфере производства высокотехнологичных видов продукции.

 

Tomchin.ru

  

Комментарии:
Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства
Предложения комитета Завадникова — разумные и справедливые. Для отмены регулирования тарифов частных инфраструктурных предприятий нет никаких экономических препятствий, нужно только политическое решение.

«Ведомости», 15 мая 2007 года

Алексей Сушкевич, начальник управления антимонопольной службы России
От времени создания компании и характера собственности совершенно не зависит, насколько добросовестно она ведет себя на рынке, поэтому освобождать от антимонопольного регулирования созданные с нуля частные предприятия неразумно.

«Ведомости», 15 мая 2007 года





Ссылки по теме:

Другие публикации по теме:




Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

07.11.2007
Китай - выгодный партнер
Россия и Китай договорились повышать долю высокотехнологичной продукции в структуре как производства, так и экспорта. Для этого учреждена российско-китайская палата по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией.

07.11.2007
Город возьмется за дороги
В Смольном на заседании комиссии по организации дорожного движения был представлен проект «Программы развития улично-дорожной сети до 2015 года», который в декабре планируется вынести на рассмотрение городского правительства.

Аналитика

07.11.2007
Г.Томчин. Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются

17.10.2007
Партии попрекнули деньгами

10.09.2007
И вновь обманываться рад…

24.08.2007
Григорий Томчин. Пирамида неограниченных возможностей

23.08.2007
Григорий Томчин. «Дорога как национальная идея»

Другие материалы >>>

Подписка на новости:
 
Подписка на анонсы публикаций: