05.09.2005
Григорий Томчин о выкупе земли
- Проблема выкупа земли обсуждается достаточно долго. Что является важнейшими препятствиями для принятия принципиальных решений?
- Проблема выкупа земли в основном постприватизированными предприятиями и по той недвижимости, у которой есть уже частный владелец, стоит с 1995 года. Дело в том, что допущенная в приватизации ошибка, связанная с тем, что не продавали землю вместе с имуществом, ошибка вынужденная, поскольку не было нормативной базы, повлияла на весь дальнейший ход и эффективность экономической реформы. В развивающейся экономике, кризисной экономике у собственника нет никакой гарантии для привлечения инвестиций, кроме земли. Земля - единственная стабильная вещь, под которую инвестор, партнер, покупатель дает или получает гарантии. В нашей стране до сих пор эта область имущества не была в гражданском обороте. Само понятие недвижимости включает в себя землю, и если объект не включает в себя землю, то понятие собственности неполноценно. Тем не менее, когда шла покупка реприватизации, покупали не имущество, поскольку станки и оборудование не позволяло эффективно работать, а покупали местоположение. То есть, за местоположение уже заплатили.
- Какова Ваша оценка данных предложений правительства, и почему проект закона, касающийся ставок выкупа и аренды земли под приватизированные предприятия воспринимается в экспертном сообществе негативно?
- На сегодняшний день нужно только дооформить собственнику ту часть недвижимости, которую государство по собственной экономической глупости ему не отдало.
- Что значит дооформить?
- Дооформить - это вульгарное понятие, на самом деле, по Гражданскому Кодексу должна быть сделка купли-продажи. Но и в обществе считают, и президент говорил, что цена должна быть политической. Иначе говоря, низкой, а не рыночной. Это стратегическая задача государства с точки зрения всей экономики и с точки зрения будущих бюджетов, и федерального и региональных. Если цена будет политической, тогда будут платиться налоги, производство будет развиваться и мы сможем не только удвоить ВВП, а пойти дальше. Без такой цены речи ни о каком удвоении ВВП быть не может.
- Политическая, как Вы ее объяснили, чисто символическая?
- Да. Поэтому еще можно принять 5% кадастровой стоимости, но никоим образом нельзя принять положение о том, что в Петербурге и Москве 20% кадастровой стоимости, это просто преступление.
- Преступление перед кем?
- Это преступление перед государством. И вторая часть этого положения, где говорится о 80-процентной доплате в случае смены рода деятельности, смены целевого использования. На сегодняшний день в крупных городах стоит задача вывода промышленных предприятий из городской черты. Эта задача может быть исполнена только тогда, когда для этой земли может быть предусмотрена смена целевого назначения. Тогда собственник понимает это и сам переезжает, а землю продает уже под городскую инфраструктуру. На сегодняшний день предполагается доплата.
- Все дело в цене этого вопроса?
- Не пытались интересы бюджета уравновесить, потому что это называется украл-удрал. Это бюджеты одного дня, одного года. На сегодняшний день при высоких ценах на нефть, когда бюджеты переполнены, Министерство финансов не знает, как еще изъять деньги из оборота, чтобы не было инфляции. И в этом случае мы преступно поднимаем производителю цену на землю в случае ее выкупа, за этим последует рост цен, прежде всего, на жилье.
Выкупленная таким образом земля снижает налоговые поступления последующих лет.
- Снижает только потому, что предприятия не смогут ее выкупить?
- Выкупить они смогут, они не смогут потом развивать производство. А развитие производства - это налоговые поступления. Здесь вы не найдете ни одного аргумента.
- То есть, цена завышена?
- Это упрощенное понимание. Речь ведь идет о кадастровой цене. Просто проблема методически неверно сформулирована. Во-первых, нельзя платить рыночную стоимость, а кадастровая близка к рыночной. Во-вторых, нельзя запрещать перепрофилирование, особенно для крупных городов.
- То есть, дело в кадастровой цене?
- Да. Ссылка идет на кадастровую цену, от которой берется процент.
- Какие поправки могли бы быть приняты правительством, и на какие изменения они не пойдут ни при каких обстоятельствах?
- 5-7 процентов кадастровой стоимости и никаких ограничений по смене целевого назначения. Это было бы правомерно, а вообще бы я считал, что нужно установить цену в реальной валюте, одну цену квадратного метра установить законодательно на три года и всем по ней выкупить, вне зависимости от того, где эта земля находится.
- По всей нашей Федерации установить одну стоимость?
- Да по всей Федерации.
- Но это же невозможно, цена земли же разная везде?
- Мы говорим о политической цене. В Германии возможно, а у нас нет. Потому что в Германии заботятся о развитии своей экономики, а мы нет.
- Закон направлен против нашего производителя?
- Это направленно против нашего гражданина и потребителя в том числе. Потому что любое развитие производителя или не развитие, ударит ценами по потребителю. Что значит цена на квартиру, это значит, что ни офицеры, ни средний класс, ни молодежь не смогут участвовать в ипотеке. Причем здесь будет много опосредованных влияний.
- А что положительного может привнести осуществление такого закона?
- Единственное дельное – это то, что правительство, наконец, приняло какое-то решение, все остальное придумала мэрия Москвы.
- Как они могли пролоббировать такое решение?
- Это протокол предложения Лужкова, он возник в мае 2005 года. «РСПП» против этого предложения.
- Означает ли подготовка данных документов то, что государство берет курс на легализацию собственности? И какие изменения в системе налогообложения должны будут за этим последовать?
- Не дай Бог, чтобы за этим еще какие-то изменения в налогообложении последуют. Нет, эти документы означают, что правительство наконец решилось выполнить пункт прошлогоднего Послания президента, наконец решилось что-то по этому поводу сказать.
- Вы имеете в виду легализация собственности?
- Нет, там в прямую было сказано про землю и сказано было о ее продаже по низкой цене.
- Наверное, у всех понятия разные?
- У президента вполне определенное понятие. Более того, земля в России - это всегда ключевой вопрос. Поэтому это не передержка, не может профессиональное правительство принимать такие решения. Когда нам говорят: правительство в отставку за какие-то дела, связанные с отдельными кампаниями, даже такими, как «Роснефть» или РАО ЕЭС России, то по сравнению с данным решением, это просто ничто.
- Курс на легализацию собственности, тем не менее, взят?
- Курс на легализацию собственности президент взял полтора года назад и, если правительство понял это только к сегодняшнему дню, то это его проблемы. Да, это курс на легализацию.
- Правильно ли я понимаю, что в данном проекте речь идет только о земле, на которых построены предприятия?
- Да, этот закон не касается сельскохозяйственных угодий, лесных хозяйств, лесов первой категории, водных пространств. По сельскохозяйственным угодьям есть отдельное законодательство. Речь идет о земле под имуществом приватизированных предприятий.
- А как Вы прогнозируете судьбу этих законов?
- Не знаю. Во-первых, правительство должно какое-то решение принять, потом это перейдет в Государственную Думу, потом президентская команда посмотрит на то, что писал президент и на то, что внесло правительство. Сравнит и я думаю, что все будет в порядке.
- Здравый смысл возобладает?
- Не здравый смысл, а система российской власти. Что рассчитывать государству на здравый смысл - у государства здравого смысла не бывает, есть интересы. Я думаю, что у государства интересы возобладают.
Интервью взяла Инесса Ульянова
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|