кризис экономика
Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте    кризис экономика
кризис экономика Что делать со Стабфондом кризис экономика 5 лет которые могут изменить город кризис экономика
Бизнес
Россия и Европа Город кризис экономика Общество кризис экономика
кризис экономика кризис экономика
кризис экономика
Григорий Томчин
Угроза национал-социализма
 
Александр Смирнов
Ипотечный кризис и экономика США: последствия проявляются
 
Эльвин Калинин
Место технопарков в развитии России как инновационного общества
 
Григорий Томчин
Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются
 
Григорий Томчин
Биография
Идеология новой России
Идеология новой России
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе

Fineday.ru
okkervil

События

10.02.2009
Сами виноваты
Кризис в российской экономике нельзя считать «инфекцией», занесенной из Запада. Его причина во внутренних макроэкономических дисбалансах, и кризис дает шанс их устранить. К такому выводу пришли эксперты Института современного развития (ИНСОР) в своем докладе «Экономический кризис в России: экспертный взгляд».

Основные причины кризиса - фундаментальные недостатки в структуре российской экономики и ее неразвитая финансовая система. Авторы доклада видят три сценария выхода из кризиса: «Прямое ручное управление», «Естественный отбор» и «Поддержка и развитие возможностей».

Первый сценарий правительство разыгрывало с самого начала кризиса. Он подразумевает формирование ограниченного перечня значимых предприятий на основе размера их выручки и численности занятых; предоставление кредитов со стороны государственных банков предприятиям, выбранным правительством; принятие внешнеторговых протекционистских мер для защиты отдельных отраслей.

Однако, по мнению экспертов ИНСОРа, этот путь хоть и сокращает длительность острой фазы кризиса и ограничивает негативные социальные последствия, но сохраняет докризисную низкоэффективную структуру экономики, перераспределяет активы в пользу государства. В результате качество управления снижается, а период вялотекущего выхода из кризиса затягивается.

Второй сценарий - либеральный. В соответствии с ним государство должно рассчитывать не только на себя. При этом сценарии выживут сильнейшие, что сделает экономику эффективнее, однако он чреват взрывами социального недовольства, так как по стране пройдет волна банкротств, в том числе градообразующих предприятий. Кроме того, прекращение существования некоторых отраслей российской промышленности может подорвать экономическую безопасность государства.

Эксперты ИНСОРа предлагают правительству взять за основу третий сценарий, объединяющий два предыдущих. Его основные меры - госкредиты (госгарантии по кредитам, субсидирование процентных ставок) на инвестиционные цели в ключевых отраслях; налоговые льготы при реализации проектов повышения эффективности; обеспечение занятости через государственные программы инфраструктурного, в том числе дорожного, и жилищно-коммунального строительства; госзакупки в ключевых отраслях, в том числе возможно формирование госрезервов некоторых видов товаров. Все это должно помочь сформировать экономику, приближающуюся к параметрам конкурентоспособности, диверсификации, инновациям, что позволит пройти кризис менее болезненно и выйти из него, повысив эффективность. Но чтобы реализовывать этот сценарий, в госструктуры должны прийти эффективные антикризисные управляющие.

Выход же из кризиса – в стимулировании конкуренции, убеждены авторы доклада. «Рост роли государства в экономике, поддержка неэффективных компаний и ослабление рыночных институтов представляют основные риски как сегодня, так и в будущем», – отметил Игорь Юргенс, один из авторов доклада.

Как отмечено в докладе сегодня правительство начало плавный переход к реализации именно третьего сценария. «Наш доклад совпал с завершением первого этапа антикризисного регулирования», – отметил эксперт ИНСОР Никита Масленников. Закончилось «пожаротушение», и уже в этом квартале властям придется принять ряд более долгосрочных финансовых мер. А значит, и пройти через ряд «развилок», требующих политической воли и определенного выбора.

Так, в бюджете на этот год заложено 300 млрд рублей на госгарантии по кредитам предприятий. По словам вице-премьера - министра финансов Алексея Кудрина, правительство готово гарантировать 70 процентов по каждому кредиту оборонно-промышленным предприятиям и до 50 процентов - системообразующий предприятиям. Приняты и некоторые налоговые меры: с 10 до 30 процентов увеличена амортизационная премия, снижен налог на прибыль с 24 до 20 процентов, регионам предоставлено право снижать ставку по упрощенной системе налогообложения с 15 до 5 процентов.

Кроме того, поддержку предприятиям можно оказать с помощью налогового кредита по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль с рассрочкой платежей, начисленных за третий и четвертый кварталы 2008 года, или госкредита на длительный срок при ставке 10-12 процентов с помощью возврата компаниям до 30 процентов налога на прибыль и НДС, уплаченных ими в бюджеты всех уровней за два последних года.

«Вероятнее всего, мы действительно вступаем в очень тяжелую длительную рецессию, и рассчитывать надо на два тяжелых года», - говорят авторы доклада.

 

Tomchin.ru, «Газета»

Комментарии:
Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий
Было большой неправдой говорить, что мы в состоянии закрыть все каналы мировому финансовому кризису, и он на нас никак не повлияет. Это неверно. Мы – часть мировой экономической системы как любая другая страна, даже самая закрытая. Вместе с тем, нельзя говорить, что мы неизбежно выйдем из кризиса с потерями. Мы сегодня можем выйти из него с приобретениями.
В отличие от 1998 года, когда мировой кризис был небольшой, а у нас он был колоссальный, в виду состояния нашей экономики, еще не перестроенной, еще не получившей мощного подпора, сегодня мы вполне можем управлять кризисом.
Первое, что нужно сделать – резко ускорить движение денег внутри страны, чтобы они доходили до реальной экономики, до людей быстро. Тогда экономика страны справляется с кризисными явлениями при правильных макроэкономических решениях. В развитых странах с либеральной экономикой движение денег очень быстрое, поэтому они на это не обращают внимания. А у нас чрезвычайно много тромбов.
Второй серьезнейшей мерой является поддержка малого, среднего и иного реального сектора экономики. Вот здесь нужно не столько вбрасывать деньги, сколько ликвидировать тромбы. Какой из них главный? Малый, средний и прочий промышленный бизнес живет в арендованных помещениях. Необходимо, не разделяя на малый, средний, сетевой, промышленный, офисный бизнес, принять законодательное решение, что если арендодателем является федеральная, региональная власть или муниципальная, то арендная плата на 2009 год равняется нулю.
Егор Гайдар, директор Института экономики переходного периода
Власти не только проспали кризис, но и сегодня слишком медленно осознают новые экономические проблемы. Кризис может продлиться по крайней мере еще два-три года. О глубине и продолжительности кризиса сегодня не знает никто из серьезных экономистов.
После перехода кризиса в острую фазу большинство российских чиновников утверждали, что кризис практически не затронет Россию, которая останется тихой гаванью и притягательным центром для иностранного капитала. Между тем объективных оправданий для таких заблуждений нет, поскольку Россия уже несколько раз сталкивалась с последствиями циклических падений мировых цен на нефть. В итоге мы получили отток в 132 миллиарда долларов.

«Независимая газета», 10 февраля 2009 года
Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Вместе с быстро сокращающимися резервами страна теряет время для настройки экономики на новое качество послекризисного роста, пытаясь при этом сохранить неэффективную структуру экономики и неэффективные предприятия.
Без восстановления диалога с бизнесом и всеми политическими силами государству будет сложно пережить этот кризис. Не обойтись властям, и без нового общественного договора, в котором должны быть расширены экономические и гражданские свободы.

«Независимая газета», 10 февраля 2008 года





Ссылки по теме:

Другие публикации по теме:




Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

12.02.2009
Безработица набирает обороты
К концу года в России будет 3 млн официальных безработных, реально их будет втрое или вчетверо больше. Сейчас поисками работы, по официальным данным, занято 1,735 млн человек, по неофициальным - около 6 млн. Вице-премьер Александр Жуков потребовал ускорить принятие региональных программ содействия занятости населения.

12.02.2009
Город вышел из проекта «Охта-центр»
Депутаты ЗакСа приняли в первом чтении законопроект о выходе из финансирования программы строительства «Охта-центра». Теперь городу предстоит с наименьшими потерями вернуть в бюджет вложенные ранее 4,4 млрд рублей. Правда в полном объеме эти средства получить, скорее всего, не удастся.

Аналитика

11.12.2008
Минфин советует экономить

24.07.2008
Резерв Медведева

07.06.2008
Олег Дерипаска остался один на диаметре

30.05.2008
России продемонстрировали арабское коварство

19.05.2008
Г. Томчин. «В сфере саморегулирования бюрократические препоны обоснованы»

Другие материалы >>>

Подписка на новости:
 
Подписка на анонсы публикаций: