Президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий

Председатель Совета Фонда поддержки законодательных инициатив

Председатель Санкт-Петербургского отделения партии «Союз Правых Сил»

Томчин - гражданинТомчин - политикТомчин - личность
Григорий Томчин

Санкт-Петербург перспективный проект России

 

Персональный сайт

Поиск:

 


Главная


Лидер СПС


Программа развития Санкт-Петербурга


Законы, которые нам нужны


Идеология новой России


Всероссийская Ассоциация приватизируемых и частных предприятий


Фонд поддержки законодательных иннициатив


Публикации в СМИ


Биография


Глас народа


Форум




 






be number one

 

Проект третий. Реконструкция центра

 

Культура человечества – это активная память человечества, активно же введенная в современность.

Д.С. Лихачев

 

1. Плюсы и минусы неповторимости. В юбилейный год как никогда очевиден потенциал Санкт-Петербурга, как крупнейшего российского туристического центра. Наш город красив и величественен. Но это город, который не сможет и не должен мириться с судьбой музея под открытым небом. Тем более, что на данный момент у него все шансы стать музеем с неотвратимо дряхлеющими экспонатами. Если только мы не создадим надежные условия для сохранения архитектурных памятников города.

Всего 4 города мира находятся в списках ЮНЕСКО, как города, в которых под патронаж взяты не отдельные памятники, а исторический центр целиком. Венеция, Рим, Париж и Санкт-Петербург. Только в этих городах охраняются не отдельные здания, а само тело города.

В Петербурге – это 2,5 тысячи зданий, 15% всех городских построек находятся под защитой ЮНЕСКО.

Приятно нам, горожанам, сознавать высокую ценность каждого здания исторического центра. Но мало гордиться красотой города, ее нужно еще и сберечь. Сегодня, даже несмотря на проведенную подготовку к юбилею, целые кварталы исторического центра имеют износ 40% — 60%: это многие здания по Невскому проспекту, это вся Новая Голландия…

Ни в бюджете Петербурга, ни в федеральном бюджете на сегодняшний день нет средств для реконструкции и реставрации всех охраняемых объектов, не предусмотрены финансовые возможности для постоянной заботы о их состоянии. И в современных условиях не всякий арендодатель готов на долгосрочные и капитальные вложения: слишком высока арендная плата, слишком значительных денежных затрат требует большинство зданий-памятников.

Массовых инвестиций в восстановление архитектурных памятников Петербурга можно ожидать только тогда, когда появится реальная возможность запуска этих зданий в гражданский оборот и, прежде всего, передачи их в частную собственность. Это позволит привлечь средства для сохранения и восстановления зданий центра и, вместе с тем, даст толчок развития туристической, деловой и торговой среды города. Такая возможность появиться в одном случае – при принятии нового федерального Закона о разграничении собственности на памятники архитектуры. Данный блок: закон и поправки в другие законы, уже разработан и ждет своего принятия. Его принятие – первый шаг на пути возрождения центра Санкт-Петербурга во всей своей туристической привлекательности.

2. Собственность и значение. До сих пор идея передачи зданий-памятников в частную собственность воспринимается, как нечто кощунственное. Это происходит только потому, что согласно современным законам собственность и значение архитектурного памятника неразрывно связаны. Новый закон разделяет эти понятия.

Исторический центр Санкт-Петербурга должен оставаться памятником общенационального, общефедерального значения. Это бесспорно. Чтобы сохранить город таким, какой он есть, охраняемые ЮНЕСКО здания нельзя переводить в памятники регионального и муниципального значения.

Новый законопроект дает возможность архитектурному памятнику быть любой формы собственности, при сохранении федерального значения.

3. Что это значит на практике? Федеральное значение того или иного здания-памятника означает для его собственника дополнительную нагрузку: необходимость подтвердить свои возможности финансировать реконструкцию памятника, необходимость выполнять график реставрации и открывать интерьеры для публичного осмотра, если есть в том потребность. И эти требования касаются каждого собственника: будь это частное лицо или город. Закон накладывает достаточно много ограничений на целевое использование памятника, но в итоге, открывает саму возможность его использования. А это именно то, в чем нуждается Петербург.

4. Важное замечание. Когда возникает словосочетание «коммерческое использование» – рождается образ превращения жилого дома в супер-отель или бизнес-центр. Но важно помнить и понимать, что центр города без жителей – это мертвый город. По этому, предложенная программа не направлена на расселение центра, на уничтожение жилых домов, а на реорганизацию этого жилья, на формирование комфортных условий проживания в центре города. Наша задача создать, прежде всего, удобный город. И тогда это будет живой и процветающий мегаполис.

Смысл и цель предложенных законопроектов – создать объективные условия для того, чтобы заставить собственника, будь это государство или частное лицо, заботиться о своей собственности, имеющей архитектурную ценность, вкладывать в нее средства для сохранения и реконструкции памятников.

5. Следующий шаг – создание федеральной программы сохранения культурного наследия. Строго говоря, необходимость такой программы диктуется тем самым фактом, что исторический центр города находится под патронажем ЮНЕСКО. На сегодняшний день такой программы – нет. Новый закон дает основу для создания полноценной программы сохранения культурного наследия, в которой бы прописывалось и использование средств, вырученных от продажи зданий-памятников на восстановление тех, которые остаются в государственной собственности. Федеральная программа – второй шаг, который может быть предпринят только после первого – принятия нового закона.

 

Таким образом, предложенный проект решает целый комплекс проблем: высвобождаются средства для поддержания тех памятников, которые в обязательном порядке остаются в государственной собственности, на плечи новых собственников падает необходимость реконструкции памятников согласно требованиям ГИОПа, появляется реальная возможность для строительства мини-гостиниц в самом центре города. Все это самым благоприятным образом сказывается на туристической привлекательности и туристических возможностях Петербурга.

 

 
 

 

Рейтинг городских проблем


Забытая Ржевка – есть ли свет в конце тоннеля?


Ладожский вокзал: проблемы и их решения


 
 
 

 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Любой город начинается с района. От того, в каком состоянии наши районы, во многом зависит и благополучие Санкт-Петербурга. Мы просим Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы помогут выявить просчеты и ошибки властей. Благодарим за участие!

Ответить

 
 
 

 

I. Зачем нужна стратегия? или Поиск правильного вопроса


II. Уникальный город без юбилейного макияжа


III. Мифы и легенды Санкт-Петербурга в новой редакции


IV. Мифы и реальность: как сказку сделать былью


Проект первый. Новый порт Петербурга. Порт ищет, где глубже


Проект второй. Перенос заводов


Проект третий. Реконструкция центра. Памятники - в частную собственность


Проект четвертый. Туризм


Проект пятый. Коммуникации


Проект шестой. Интеллектуальная собственность


Проект: Предназначение


V. Заключение

 
 
 

 

Научно-исследовательская работа

Санкт-Петербург-XXI. Концептуальная модель устойчивого пространственного развития