Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте   
5 лет которые могут изменить город Парк в стиле техно
questions
Россия и Европа
На главную
Григорий Томчин
Биография
Идеология новой России
Идеология новой России
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Поиск на сайте:
 
Fineday.ru
okkervil

Вопрос-Ответ


Можно ли продать Эрмитаж?

Сегодня положение дел таково, что содержать, восстанавливать, реставрировать все памятники архитектуры, которые у нас имеются, государство не в состоянии.

Это непосильная задача: нет средств и невозможно их найти. Поскольку, скажем, в одном Санкт-Петербурге 15% всех зданий – памятники, да еще под патронатом ЮНЕСКО.  Выходом для дряхлеющего культурного наследия может быть заинтересованный собственник, готовый вкладывать в процветание своей собственности средства. И вот тут и становится страшно всем более или менее болеющим за страну людям.  До сих пор разговор о продаже памятников рождает в представлениях большинства такую картину: Эрмитаж, превращенный в ночной клуб или Петергоф – в частную резиденцию очередного олигарха… Такие страшилки мы  рисуем себе именно потому, что до сих пор не решен вопрос системно, на всех уровнях законодательства. Нет ничего опасного в продаже здания-памятника, если мы продаем не квадратные метры в историческом центре и не груду строительного материала, а сам памятник, со всем своим культурным значением и  историческим обременением. Мы должны брать с нового собственника обязательства не просто заплатить городу энную сумму, а сделать так, чтобы вот этот памятник процветал, как памятник, на радость нам, туристам и экспертам ЮНЕСКО. Если мы при смене собственника сохраняем значение памятника, то новый собственник, приобретая такое здание, приобретает и серьезное обременение по его содержанию, реставрации, обеспечению публичного или не публичного доступа публики к культурному наследию: будь это Елисеевский магазин или Фрунзенский универмаг, Гостиный двор или Филармония. Эти здания до тех пор представляют культурную ценность, пока сохраняют свою историческую функцию. Впрочем, стоит оговорить, что государственные музеи и государственные музейные фонды из потенциального списка продажи надо исключить. Право собственности на них сохраняется федеральное. И это – забота федерального бюджета. С одним разрешением: право управления может быть передано управляющей компании с условием сохранения целевого назначения во всем комплексе.  Я допускаю, что может существовать  управляющая компания, которая будет эффективнее управлять Эрмитажем, сохраняя все, что там есть и на строго оговоренных условиях.

Надо раз и навсегда принять решение: значение памятника – это принадлежность, своего рода ярлык имущественного комплекса, который может быть в разной собственности. И этот ярлык сохраняется даже после утраты самого здания или исчезновения собственника! Вот пример: «Александрийский  маяк» -  уже нет его самого, нет его собственников, а значение осталось….

Поэтому, перевод памятника из одной категории по значению в другую с понижением должен быть либо запрещен вообще, что правильно, либо до такой степени затруднен, что это должно быть событием в культурной жизни страны, сопровождающиеся широким общественным обсуждением. А с повышением уровня  - резко облегчен. Чем выше значения памятника – тем больше обременение, тем больше гарантий сохранности памятника, тем больше ответственность собственника. Ответственность собственника - сохранение именно того, почему данное сооружение является памятником.

Что значит: использовать потенциал здания-памятника на благо сегодняшнего дня? Это значит: обеспечить 100% сохранность памятника – всего того, что делает его ценным для нас, истории и будущего, и при этом включить его в современность, в экономику, использовать его для роста экономического благополучия. И самое главное, именно ответ на вопрос: что делает этот памятник памятником, дает и решение: как наилучшим образом использовать то или иное здание. Причем понятие «наилучшим» включает как культурный аспект, так и экономический. И это подразумевает кропотливую работу общественности и официальных структур в каждом конкретном случае, над каждым конкретным зданием.

Итак, государство не в состоянии содержать архитектурные памятники достойно. Необходимо привлечь к их содержанию частного инвестора. Это можно сделать только в том случае, если мы снимаем табу с продажи зданий-памятников.  Логика проста: далеко не всякий арендатор готов вкладывать серьезные средства в содержание чужой собственности. Неизбежно возникающий вопрос: как сохранить культурное наследие при условии продажи, требует разработки системы, позволяющей гарантировать и сохранение памятника, сохранение его культурного значения, и обеспечить возможность его использования.

   

Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

Вопрос - Ответ
Хорошо или плохо трехлетний бюджет?

Увеличивают ли рождаемость выплаты на детей?

Пора повышать пенсионный возраст?

Какое правительство у нас может быть?

Какая разница, как человек платит налоги: по месту жительства или по месту работы?

Кому нужны платные дороги?

В чем причина «градостроительных ошибок» в Санкт-Петербурге?

Можно ли продать Эрмитаж?

Нужны ли нам гастарбайтеры?

Как справиться с кризисом?

Все вопросы >>>

error