Кому нужны платные дороги?
Когда речь заходит о платных дорогах, многие видят в этом коварство капиталистов: брать плату за самое святое – возможность перемещения по родной стране. Действительно, страна остается одной страной, пока есть возможность коммуникации разных регионов. И создание транспортной инфраструктуры - это, без сомнения, одна из основных задач государства.
Почему же возникает вопрос о платных дорогах? Потому что самые дорогие дороги – федеральные трассы, автобаны (которых пока в России просто нет, ни одной) – не построить на бюджетные деньги. Реализовать масштабный проект строительства хороших и качественных дорог по всей России возможно только при условии привлечения частного инвестора.
Математика проста: хорошая дорога стоит минимум 4 миллиона долларов километр (!). Нам необходимо, если мы говорим о транспортной инфраструктуре, по всей стране, как минимум 30 тысяч километров таких дорог. 120 млрд. долларов затрат. Такого не может потянуть ни один бюджет, а вот выступить гарантом проекта – реально. При условии, что мы запускаем проект, пока держатся высокие цены на нефть. И бюджетные деньги выступают гарантом, из расчета 1 к 10. В таком случае можно рассчитывать на интерес инвесторов и нормальный конечный результат. Не будем забывать и о том, что при условии чистого бюджетного финансирования, суммы возрастают на порядок. За счет тех средств, что будут заведомо «зарыты в землю».
При этом плата за проезд по дороге – это не механизм окупаемости средств инвестора, а механизм создания условий, при которых дорога окупается за счет придорожного сервиса. Самое главное в платной дороге, что она – закрыта. И смысл не в том, что там берут плату, дорога окупается за счет монопольного, закрытого сервиса.
К тому же, когда мы говорим о платных дорогах, речь не идет о создании безальтернативной сети дорог на коммерческой основе. Платные дороги появляются в параллель уже существующей транспортной системе. И у любого пользователя есть выбор: из пункта А в пункт Б добираться по обычному шоссе или воспользоваться платным автобаном с разрешенной скоростью 200 км/ч.
И последнее, прежде, чем говорить о платных дорогах, нужно ответить на вопрос: а нужны ли нам дороги вообще? Ведь можно обойтись и без них, если мы не хотим развивать коммуникации внутри страны и со всем миром, если мы стремимся к изоляции, к концентрации вокруг отдельных городов или областей. Если же мы понимаем, что мы часть мира – а нам без этого нельзя – тогда мы должны понять, что дороги в стране должны быть: разные, и много.
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|