19.01.2009
Потребительская неуверенность
Россияне становятся все менее уверенными в завтрашнем дне. Измеряемый Росстатом индекс совокупных потребительских ожиданий в четвертом квартале 2008 года упал до беспрецедентных -20%. Последний раз схожий пессимизм российские потребители выказывали в 2001 году. Если положение не улучшится, это может привести не только к дальнейшему спаду в экономике, но и к росту социальной напряженности.
В развитых странах такой показатель, как индекс потребительской уверенности (ИПУ), - важный макроэкономические индикатор, который позволяет и бизнесу, и государству оценивать состояние и перспективы экономики. Росстат рассчитывает ИПУ на основании анкетных сведений, полученных от респондентов. Охват опроса - 5 тысяч человек старше 16 лет, проживающих в разных субъектах федерации.
Индекс потребительской уверенности населения снизился в IV квартале до 20 процентов, сообщил Росстат: по сравнению с III кварталом — на 21 п. п., в годовом выражении — на 15 п. п. Падение оказалось очень резким, видимо, ноябрь стал переломным для населения месяцем, отмечает Игорь Поляков из ЦМАКП.
Регулярные опросы потребительского поведения Росстат проводит ежеквартально: респонденты отвечают на вопросы об общей экономической ситуации, личном материальном положении, ситуации на рынке товаров, услуг и сбережений (индекс потребительской уверенности рассчитывается на основе этих ответов). В последний раз наихудшую оценку населения получила экономика страны — индекс произошедших экономических изменений упал на 32 п. п. (до -30%), более 55 процентов опрошенных указали на ухудшение экономической ситуации в стране, положительную оценку дали только 14 процентов. Дальнейшего ухудшения ожидают более 35 процентов россиян.
Немного лучше респонденты оценили собственное материальное положение. Индекс текущего личного благосостояния в годовом исчислении остался на уровне 2007 года (-17%), но треть опрошенных считают, что за год их материальное положение ухудшилось, противоположное мнение у 14 процентов. Почти четверть респондентов уверены, что их материальное положение продолжит ухудшаться в этом году, 40 процентов уверены, что оно не изменится.
Снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с четвертым кварталом 2007 года наблюдалось во всех возрастных группах населения. Среди лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (от 50 лет и старше) возрастов индекс уменьшился на 17 и 12 процентов соответственно.
Стоит отметить, что наибольшее падение индекса потребительской уверенности зафиксировано среди российской молодежи в возрасте 16-29 лет - на 18 процентов.
Доходы населения в реальном выражении и дальше будут снижаться, полагает Диляра Ибрагимова из Независимого института социальной политики: скажется влияние инфляции и укрепления доллара. Ситуация, по ее словам, ухудшится в феврале и марте, когда граждане потратят последние сбережения.
«Такие настроения потребителей чреваты падением розничных продаж товаров и услуг, что ударит по многим отраслям экономики. В сложном положении будет уже и так слабый сектор недвижимости, сектор услуг. Это может нанести удар по малому и среднему бизнесу, который в основном и работает в секторе услуг», – говорит о неутешительных перспективах начальник аналитического департамента группы компаний «Альпари» Егор Сусин.
Подобного рода проблемы появляются во всем мире. Потребительская уверенность в европейских странах тоже стремительно падает, а в экономически и социально не благополучных государствах достигает критических показателей. В Греции, где недавно проходили массовые социальные волнения, пессимистично настроенных уже на 55 процентов больше, чем оптимистов. Это максимальный показатель во всем Европейском союзе. В Венгрии, которую недавно охватила забастовка железнодорожников, показатель почти догнал греческий.
Не исключено, что Россия может присоединиться к странам с уровнем высокой социальной нестабильности, предупреждают эксперты. «Сейчас риск волнений невелик, но мы уже стали на дорогу, которая ведет к ним. Для этого должны совпасть три фактора. Во-первых, это снижение уровня экономического развития страны, который у нас и так достаточно невелик. Во-вторых, уменьшение уровня индекса потребительских настроений до –50%, в России это может произойти уже в первом квартале 2009 года. И, в-третьих, падение доверия к руководству страны. Но пока оно достаточно высоко», – говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Николаев.
Tomchin.ru
Ссылки по теме:
- Потеряли веру
- Материальное поражение
- Как в рублях измерить веру в будущее
Другие публикации по теме:
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|