Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте   
Какие нам нужны рабочие Налоги, которые нас выбирают
Общество
Россия и Европа Город Путин лауреаты государственная премия церемония Бизнес Путин лауреаты государственная премия церемония
Путин лауреаты государственная премия церемония Путин лауреаты государственная премия церемония
Путин лауреаты государственная премия церемония
Эльвин Калинин
Место технопарков в развитии России как инновационного общества
 
Олег Вите
Большевистский переворот и современная Россия
 
Игорь Липкин
Саморегулирование в оценочной деятельности
 
Григорий Томчин
Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются
 
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Идеология новой России
Автобиография
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе
Fineday.ru
okkervil

События

06.06.2005
Объявлены лауреаты Государственных премий России 2004 года
Присуждены три премии в области науки и технологии и три премии в области литературы и искусства. Церемония вручения Государственных премий состоится 12 июня в Кремле.

Объявлены лауреаты Государственных премий России 2004 года. Как сообщает пресс-служба Кремля, президент подписал указ «О присуждении государственных премий Российской Федерации 2004 года». Присуждены три премии в области науки и технологии и три премии в области литературы и искусства. Церемония вручения Государственных премий состоится 12 июня в Кремле.
Имена лауреатов Госпремий объявили член президентского Совета по литературе и искусству, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и член президентского Совета по науке, технологиям и образованию, президент Российской академии наук Юрий Осипов. Премии в области науки и техники вручены: Александру Квасникову, генерал-майору, начальнику штаба, первому заместителю командующего Космическими войсками, Валерию Колинько, кандидату технических наук, начальнику СКБ-4 научно-технического центра федерального научно-производственного центра ОАО «Красногорский завод имени Зверева», Аркадию Верешкину, кандидату технических наук, начальнику научно-технического комплекса N57 ФГУП «Научно-исследовательский институт телевидения», — за научно-исследовательские разработки и создание оптико-электронного комплекса контроля космического пространства; Вячеславу Молодину, академику Российской академии наук, первому заместителю председателя президиума Сибирского отделения РАН, Наталье Полосьмак, доктору исторических наук, главному научному сотруднику Института археологии и этнографии СО РАН, — за открытие и исследование уникальных комплексов пазырыкской культуры VI-III вв. до н.э. на территории Горного Алтая; Людвигу Фаддееву, академику РАН, академику-секретарю Отделения математических наук РАН, — за выдающиеся достижения в развитии математической физики.

Государственные премии РФ в области литературы и искусства и почетное звание лауреата Госупремии присвоены: поэту Белле Ахмадулиной — за продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии; архитекторам-реставраторам Леониду Красноречьеву и Нинель Кузьминой — за выдающийся вклад в сохранение мирового культурного наследия, возрождение уникального памятника отечественной архитектуры XIV в. — церкви Успения на Волотовом поле под Великим Новгородом, уничтоженного во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; певице Анне Нетребко — за талантливое воплощение на оперной сцене образов русской и мировой классики, прославляющее великие традиции отечественной вокальной школы.

Росбалт

Комментарии:
Белла Ахмадуллина, поэтесса
В день рождения Пушкина стало известно, что лауреатом Государственной премии в области литературы стала Белла Ахмадулина. Удивительное совпадение: ведь Пушкин всегда занимал в творчестве Ахмадулиной совершенно особое место.
Она писала о нем и прозой, и стихами. Впрочем, ей принадлежат и такие абсолютно антиюбилейные строки: «Любви всепоцелуйная идея, /Зачем он так развязно не забыт, /Как страшно близок день его рождения, /Что оскорблен ужасней, чем убит».
«Родилась в Москве. В числе предков с материнской стороны – итальянцы, осевшие в России, и среди них революционер Стопани, чьим именем был назван переулок в Москве. С отцовской стороны – татары. Когда в 1955 году первые стихи Ахмадулиной появились в журнале «Октябрь», сразу стало понятно, что пришел настоящий поэт. Поступив в этом же году в Литинститут, она была там королевой, и в нее были влюблены все молодые поэты, включая и составителя этой антологии, который стал ее первым мужем». Так написал о Белле Ахмадулиной Евгений Евтушенко в своей знаменитой антологии «Строфы века».
«Я благодарна тем, кто был так благосклонен ко мне и кто так высоко оценил то, что я делаю. Такая награда для меня – большая честь. Думаю, что, может быть, это обнадежит и других людей, занимающихся творчеством», – сказала Белла Ахмадулина РИА «Новости». И добавила: «Я старалась служить русской словесности, и более ничего. Я вообще строго отношусь и к своей жизни, и к творчеству. И я не из тех, кто делал специально что-то, чтобы получить награду».

Вечерняя Москва
Владимир Путин, президент РФ
Президент России Владимир Путин подчеркнул, что в День России граждане страны осознают общность целей, корни и общее стремление принести пользу своему Отечеству.

Президент России выступил на торжественном приеме в честь Дня России.

"В начале 90-х для России и ее граждан была открыта новая эпоха - эпоха свободного, демократического развития. Именно тогда были заложены основы полноценного федеративного устройства России, обеспечена конституционная гарантия прав граждан и защита их собственности", - заявил Путин.

"В прошедшие 15 лет в нашей стране произошел в полном смысле формационный переход. Кардинальные перемены, причем, во всех сферах жизни, не просто состоялись, они стали нормой нашей жизни. Этот выбор в пользу свободного развития, в пользу развития духа и творчества, развития российского народа им же и реализован", - отметил президент.

По его словам, потому именно сегодня, в День России были вручены новые государственные премии России.

"Эти награды как знак высшего признания заслуг перед государством и обществом получили выдающиеся люди нашей страны. Они поднялись на небывалую творческую интеллектуальную высоту. Внесли вклад в развитие новейших технологий и знаний, своим бесценным талантом и усердием существенно обогатили нашу науку и искусство", - сказал Путин.

Он отметил, что достижения в этой сфере не только возвышают страну, но и говорят о неисчерпаемом потенциале общества.

"И потому заинтересованность, взаимополезный диалог государства с творческим и научно-образовательным сообществом мы ценим очень высоко и намерены последовательно развивать. Думаю, что торжественное чествование заслуженных граждан страны вполне может и, надеюсь, станет одной из новых традиций празднования Дня России", - сказал Путин.

"Сегодня мы действительно уже можем решать задачи качественно иного уровня, - считает президент. - Это глубокая модернизация экономики, качественный поворот в отношении науки и системы образования, это формирование рынка доступного жилья, комплексное обновление производственной и транспортной инфраструктуры".

"Мы и впредь будем совершенствовать социальную сферу, расширять возможности свободного предпринимательства и деловой активности. Нам предстоит развивать политическую систему, институты реальной демократии, планомерно и уверенно строить справедливое и открытое общество, правовое и ответственное перед гражданами государства, причем ответственное на всех уровнях власти", - отметил глава государства.

"Все мы хотим видеть Россию процветающей, свободной, могучей и влиятельной державой. Все эти чувства объединяют нас, придают нам силы, открывают все новые возможности для реализации общенациональных востребованных всем народом задач и целей", - сказал Путин.

"Я хочу пожелать нам всем успехов в этой работе, работе на благо нашей страны", - сказал в заключение президент.

РИА "Новости"


Олег Вите, главный эксперт Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий (работодателей)
О Дне России, Государственных премиях и «комплексе ученичества»

12 июня 2005 г., кажется, поставлена последняя точка в легитимации государственных символов постсоветской России. День принятия Декларации о суверенитете России, до сих пор олицетворявший в глазах значительной части российских граждан «распад великой державы», теперь стал не просто официальным государственным праздником. В этот день отныне проводится церемония присуждения Государственной премии РФ, статус которой, в свою очередь, существенно повышен: число награждаемых уменьшено на порядок, величина премии в соответствующей пропорции увеличена.
Теперь у миллионов российских граждан 12 июня будет все более вызывать не ассоциации с гибелью СССР, а гордость за Россию, за выдающиеся достижения ее граждан в области науки и технологий, литературы и искусства.
На некоторых аспектах этой широкой темы — гордость за Россию — в эти торжественные дни есть повод остановиться. Гордость за страну, во многом, это и гордость за ее прошлое. Применительно к России главная проблему — гордость за ее советское прошлое. Есть ли чем гордиться?
Быть может, самым важным признаком того, что Россия всецело принадлежит к европейской цивилизации, а не является страной третьего мира, является существование в России собственных научных школ мирового уровня. Все эти научные школы в полноценном виде сложились именно в советское время, хотя многие из них и опирались на дореволюционные традиции. Присуждение в День России главной национальной премии за достижения в науке отражает эту преемственность.
Однако присужденные премии (в области науки) высвечивают важную особенность отношения к советским научным школам в общественном сознании вообще и в государственной информационной политике — в особенности. Если посмотреть на присутствие темы советских научных школ в информационном поле, в СМИ и, прежде всего, на телевидении, складывается впечатление, что достойные даже не гордости, а хотя бы простого упоминания советские научные школы принадлежат исключительно к области естественных и даже «технических» наук — физика, химия, математика, оборонные технологии и т.п. Даже о советских школах в биологических науках не услышишь. Что уж говорить о науках общественных, гуманитарных! Трезвому взгляду на достижения советского времени во всех этих «умалчиваемых» науках мешает своего рода комплекс «ученичества у цивилизованного Запада». И действительно, что научного, серьезного могло случиться в тех областях знаний, где господствовал «марксизм-ленинизм»!?
«Комплекс ученичества» приводит к тому, что в преподавании, научных исследованиях и публикациях доминируют (далеко не всегда оправданно) европейские и американские научные школы и направления, правда, вперемешку с (далеко не всегда лучшими) обрывками «советской науки». Такая деформация дополнительно усиливается грантовой поддержкой исследований и публикаций со стороны европейских и американских фондов, ставящей их получателей в более благоприятное материальное положение.
Парадоксальным образом через заимствование «передовой западной науки» иногда в Россию возвращаются, так сказать, «в обратном переводе» усвоенные этой западной наукой достижения советских научных школ.
Пример. В относительно новом (конец 90-х) университетском учебном пособии по зоопсихологии, в целом, заслуживающем высокой оценки, упоминается крупнейший русский и советский физиолог И. Павлов, но совсем не упоминается другой, не менее выдающийся русский и советский физиолог — А. Ухтомский. Знакомый специалист объяснил мне причину: книга, во многом, представляет собой изложение западной зоопсихологии, на скорую руку адаптированной к российскому читателю; при этом Павлов переводился на английский язык и в какой-то мере «усвоен» западной наукой, а Ухтомский там мало известен.
Так были ли советские научные школы мирового уровня в биологии и общественных, гуманитарных науках, заслуживающие того, чтобы ими сегодня можно было гордиться?
Если говорить о биологических науках, то следует упомянуть, как минимум, о трех крупнейших научных школах. Во-первых, это две школы в области физиологии, связанные с именами уже упомянутых Павлова и Ухтомского, причем обе, во многом, конкурирующие школы работали в Ленинграде: Павлов в Колтушах, под Ленинградом, Ухтомский — в Ленинградском университете. Обе школы опирались на российские дореволюционные традиции. Во-вторых, можно говорить о существовании и советской школы генетиков, хотя и разгромленной в конце 40-х гг., но не исчезнувшей полностью.
Все же самый трудный вопрос — существование серьезных научных школ в общественных науках, т.е. именно там, где безраздельно господствовал «марксизм-ленинизм».
Рискну высказать некоторые соображения.
Философия.
Кажется, что в отношении философии даже не о чем говорить: какая уж тут наука при советской власти! Но это не совсем так. В СССР существовала очень серьезная научная традиция изучения диалектики Гегеля (и Маркса), имевшая, между прочим, дореволюционные корни. Такие известные философы-эмигранты, как И. Ильин и А. Кожев (Кожевников) выросли именно из дореволюционного российского гегельянства.
С известными оговорками можно говорить о существовании сильной советской «диалектической школы» в философии. Во всяком случае, существовала научная среда, способная порождать серьезных философов-диалектиков. Замечательный советский философ Э. Ильенков был и марксистом, и гегельянцем. Не будет сильным преувеличением сказать, что он создал собственную школу.
С другой стороны, советский философ А. Лосев также принадлежал к «диалектикам», хотя он не был в строгом смысле гегельянцем, и уж совсем не был марксистом.
Важно отметить, что судьба крупнейших советских философов-марксистов не сильно отличалась от судьбы фактических противников марксизма: «марксизм» вовсе не защищал ученого от государственного идеологического контроля, а порой, напротив, только усиливал этот контроль…
В целом, следует сказать, что, возможно, именно «диалектический стиль мышления» является наиболее сильной советской философской традицией, сохранившейся, во многом, до сих пор, и этот стиль является отличительной чертой российского научного мышления и, подчеркну — важным конкурентным преимуществом на мировом идейном рынке.

Экономические науки.
Вне всякого сомнения в СССР существовала серьезная школа «марксоведения». Французский социолог Р. Арон, в свое время испытавший влияние русского «диалектика-гегельянца» Кожева, писал, что главная заслуга Маркса состояла в том, что он первым исследовал экономику социологическими методами. Возможностей для серьезной и самостоятельной разработки этого направления применительно к советской экономике в СССР не существовало. Тем не менее развивающаяся в наше время «экономическая социология» имеет явные «советские» корни, во многом, связанные с именем Т. Заславской. Если говорить о советской политической экономии, то более или менее серьезная научная традиция была связана опять-таки с диалектикой, т.е. с философией.
Упомянутый Ильенков разрабатывал диалектику именно на проблематике политической экономии Маркса. З. Файнбург, и ныне почитаемый как создатель социологической школы в Пермском университете, специально занимался диалектикой применительно к политической экономии, более того: к политической экономии социализма!
Экономико-математическая школа, хотя и породила нобелевского лауреата (Л. Канторович, 1975 г.), все же была в СССР вторична по отношению к мировой, т.е. западной науке.
Но одна советская экономическая школа, зарождение которой также связано с именем Заславской, должна быть упомянута. Рождение этой школы не было связано ни с марксизмом, ни с диалектикой, хотя без «диалектического стиля мышления» и здесь не обошлось. Речь идет о школе исследований «реальных взаимодействий» или так называемого административного рынка, начавшихся чуть ли не одновременно с аналогичными западными исследованиями в русле «неоинституциональной экономики», но независимо от последней. С некоторыми оговорками можно говорить, что эта научная школа существует и в сегодняшней России, представленная работами В. Найшуля, С. Кардонского и др. Фактически к этой школе примыкают и глубокие исследования реальных взаимодействий в российских малых городах, проводимые последние годы В. Глазычевым.

Исторические науки.
Безусловно можно говорить о советской школе востоковедения, наследовавшей серьезные дореволюционные традиции. Вероятно, можно говорить и о советской школе историков-античников. Не берусь судить, существовали ли в СССР самостоятельные научные школы медиавистов или в новой и новейшей истории. Однако несомненно, в СССР существовала научная среда изучения истории очень высокого уровня, способная порождать выдающихся историков.

Социология.
Теоретическая социология в СССР совпадала с важной частью «марксистско-ленинской философии» — с историческим материализмом. И хотя случались попытки трансформировать философскую методологию в самостоятельную социологическую теорию (например, «Популярный учебник марксистской социологии» Н. Бухарина), они, естественно, были обречены. Слишком тесно в этом отношении наука социология соприкасалась с практикой государственной политики. Поэтому, максимум, что можно обнаружить в советской теоретической социологии, — это намеки на те или иные элементы «будущей конструкции» такой науки. Не берусь судить о том, можно ли говорить о существовании самостоятельных научных школ в советской прикладной социологии, или все же надо говорить о скрытых заимствованиях у западной науки…
Хотя научная среда социологических исследований, опять-таки опирающаяся на диалектический стиль мышления, начала формироваться в советское время — на стыке философии и экономики. И крупные ученые появлялись, в том числе, упомянутые Заславская и Файнбург.

Психология.
Советская психология — случай уникальный. Еще в 20-е гг. возникла школа Л. Выготского, одна из крупнейших мировых психологических школ. Школа эта была, вне всякого сомнения, марксистская и она не опиралась непосредственно на дореволюционных предшественников. Но, с другой стороны, создатели этой школы находились по сильным влиянием психоанализа, переживавшего в то время бурное развитие в Европе. Из этой школы вышли едва ли не все советские психологи, включая и тех, которые фактически впоследствии от нее отошли. По масштабам и глубине исследований психического и умственного развития ребенка со школой Выготского могут конкурировать разве что французские школы Ж. Пиаже и А. Валлона. Мало того, эта школа, названная ее основателем «культурно-исторической», не смотря на весь ее марксизм имеет серьезных ученых-последователей на западе, в том числе — и в США. Школа Выготского дала и многочисленные побеги, ставшие затем самостоятельными школами. Прежде всего, тут надо отметить нейропсихологическую школу А. Лурии.

Надо думать, специалисты из разных наук смогли бы существенно скорректировать мой беглый обзор советских научных школ в области биологических и общественных наук — дополнить и исправить. Вероятно, вспомнят и тартусскую школу семиотики, совершенно не марксистскую, а с другой стороны — и полузабытую школу Н. Марра в языкознании, весьма марксистскую…
Но все же сказанного достаточно для вывода: в СССР, несомненно, был научные школы мирового уровня, которыми мы, граждане современной России, имеем все основания гордиться. В том числе, и в области общественных наук. В том числе, и такие, которые самым тесным образом были связаны с «марксизмом-ленинизмом».
Не буду говорить стандартных слов о необходимости государственной поддержки, о патриотизме и т.п. Но сделать несколько серьезных телепередач на государственных каналах о советских научных школах в области гуманитарных наук было бы очень полезно. Так же, скажем, как и выделять российскими фондами, поддерживающими науку, гранты, в первую очередь, тем исследователям, которые работают в русле советских научных школ. Почему нет?
Представим себе, что 12 июня 2006 или 2008 г. Государственную премию РФ за достижения в области науки получают современные российские психологи советской школы Выготского, например, за вклад в подготовку и обоснование реформы образования в РФ. Это событие стало бы надежным признаком того, что Россия начинает, наконец, изживать свой «комплекс ученичества».

Tomchin.ru





Ссылки по теме:

    Ссылок по теме нет

    Другие публикации по теме:




    Внимание!
    При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

    08.11.2007
    Налоговые преграды малого бизнеса
    Экономист Андрей Нечаев рассуждает о проблемах малого бизнеса в современной России. По его мнению, устранение административных барьеров удвоит его долю в валовом продукте страны.

    08.11.2007
    Власть осталась при своем
    Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга отклонили законопроект «О структуре исполнительных органов государственной власти», который должен был зафиксировать полномочия вице-губернаторов, комитетов и других органов исполнительной власти.

    Аналитика

    07.11.2007
    Г.Томчин. Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются

    17.10.2007
    Партии попрекнули деньгами

    10.09.2007
    И вновь обманываться рад…

    24.08.2007
    Григорий Томчин. Пирамида неограниченных возможностей

    23.08.2007
    Григорий Томчин. «Дорога как национальная идея»

    Другие материалы >>>

    Подписка на новости:
     
    Подписка на анонсы публикаций: