Новая Голландия, Санкт-Петербург, архитектура, Вера Дементьева, памятники
Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте    Новая Голландия, Санкт-Петербург, архитектура, Вера Дементьева, памятники
Новая Голландия, Санкт-Петербург, архитектура, Вера Дементьева, памятники Что делать со Стабфондом Новая Голландия, Санкт-Петербург, архитектура, Вера Дементьева, памятники Жизнь после пенсии Новая Голландия, Санкт-Петербург, архитектура, Вера Дементьева, памятники
Город
Россия и Европа Бизнес Новая Голландия, Санкт-Петербург, архитектура, Вера Дементьева, памятники Общество Новая Голландия, Санкт-Петербург, архитектура, Вера Дементьева, памятники
Новая Голландия, Санкт-Петербург, архитектура, Вера Дементьева, памятники Новая Голландия, Санкт-Петербург, архитектура, Вера Дементьева, памятники
Новая Голландия, Санкт-Петербург, архитектура, Вера Дементьева, памятники
Эльвин Калинин
Место технопарков в развитии России как инновационного общества
 
Олег Вите
Большевистский переворот и современная Россия
 
Игорь Липкин
Саморегулирование в оценочной деятельности
 
Григорий Томчин
Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются
 
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Идеология новой России
Автобиография
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе

Fineday.ru
okkervil

События

08.09.2005
Новая Голландия: древний миф или стоянка машин для Мариинского театра?
Нам нужно целевое, повседневное использование памятника, причём такое, которое наиболее полно раскрывало бы его сущность

Гений места

Новая Голландия – небольшой треугольный островок необыкновенно правильной формы, единственный из островов Санкт-Петербурга, созданный людьми, кусочек суши между Мойкой, Ново-Адмиралтейским и Крюковым каналами, отрезанный от основной земли. В петровские времена остров Новой Голландии использовался для хранения корабельного леса. Сначала склады были деревянными, а в 1765 г. архитекторы Чевакинский и Валлен-Деламот разработали проект комплекса каменных складов и придумали новый способ сушить лес стоймя. По городу ходили слухи, что главный руководитель строительства складов, подполковник де Герард, умудрился где-то потерять чертежи чуть ли не в первый день работы. Сообщить об этом высшему начальству и, тем более, самому автору проекта, он побоялся и был вынужден строить все здания по памяти. Как ни странно, ему это удалось – во всяком случае, увидев готовые строения, архитекторы не высказали никакого недовольства. Правда или нет, но этот анекдот свидетельствует о сложившейся в глазах современников таинственности образа Новой Голландии.
В1779-1787 годах по проекту Чевакинского и Валлен-Деламота была возведена главная достопримечательность острова – арка Новой Голландии, Египетские ворота. Арку возвели над небольшим каналом, соединяющим бассейн-гавань с Мойкой. Несмотря на то, что этот канал довольно короткий и узкий, возвышающаяся над ним арка выглядит внушительно: ее высота – 23 метра, а ширина пролета - 8 метров с лишним. Украшенная гранитными колоннами и строгим рельефным орнаментом, окруженная деревьями, арка похожа на огромное окно в небо.
Итак, перед нами обыкновенный складской комплекс, который архитектор-классицист решился украсить в соответствии со вкусами времени. Подобную операцию с петербургскими складами, выходящими к воде, раньше Деламота проделал Ринальди в Тучковом буяне, а несколько позже – Тома де Томон в Сальном буяне. И для современников Новая Голландия была именно «как следует» построенным складским комплексом: так в будущем должен был выглядеть весь город.
Но постепенно необычность Новой Голландии становилась всё более очевидной. Неизвестно, понимал ли Деламот, что его триумфальная арка над входящим внутрь острова каналом – это осуществленные утопии барочной живописи, A Hill with a Hole, мост в вечность. Скорее всего, это была неосознанная, интуитивная находка: из-за канала явлена арка, в которую нельзя войти. Эта огромная зияющая дыра в любом другом городе была бы непереносима. И лишь в Петербурге она является нам не много не мало как гением места: ведь главное свойство петербургского пространства – провалы пустоты, обрамленные благородными классическими линиями.
Это хорошо понимали художники Серебряного Века, впервые обратившие внимание на Новую Голландию как архитектурный шедевр и почти мистический феномен. К этому времени на острове появилось ещё несколько примечательных строений, прежде всего – морская тюрьма в форме кольца с круглым внутренним двором, проект которой принадлежал архитектору А. Е. Штауберту. Здание Морской тюрьмы завершило композицию ансамбля. Постепенно жителям города становилось ясно, что Новая Голландия – крайне интересное место, которому необходимо найти настоящее применение.

Права собственности

Однако обстоятельства складывались так, что вплоть до самого недавнего времени Новую Голландию продолжали использовать исключительно в административных целях: в советское время на территории Новой Голландии размещались воинские части. О реконструкции Новой Голландии впервые заговорили лишь в начале 90-х годов прошлого века. Власти города сделали несколько попыток договориться с Министерством обороны, которому в то время принадлежали все постройки Новой Голландии. В результате оба иностранных инвестора, желавшие купить остров (в 1993 и в 1997 годах), не смогли этого сделать из-за юридических коллизий.
Дело в том, что с точки зрения собственности Новая Голландия была и остаётся сложным комплексом объектов недвижимости: 26 зданий, из которых 8 – в собственности Санкт-Петербурга и 18 – в собственности Российской Федерации, причём 5 из них – памятники федерального значения. Такие памятники не могут быть перестроены – лишь восстановлены в первоначальном виде, включая фасады и несущие конструкции. Кроме того, под охраной федерального законодательства находятся набережные Адмиралтейского и Крюкова каналов и старые деревья ценных пород, растущие на острове. Новое строительство можно вести только на северном участке острова в границах так называемой лакуны (она занимает примерно треть территории Новой Голландии), расположенной на набережной Адмиралтейского канала. Да и там существует ограничение по высоте новостроек – они, согласно требованиям КГИОП, не должны превышать 23 метров. Всё это также осложняет работы. Несколько лет назад директор Мариинского театра Валерий Гергиев пытался просить у президента Путина перевести Новую Голландию в разряд памятников местного значения, что позволило бы Гергиеву попытаться использовать остров для строительства второго здания Мариинского театра, но в этом ему было отказано.
Наконец, в конце 2004 г. военные торжественно передали остров под юрисдикцию Санкт-Петербурга, и разговоры о реконструкции возобновились. В июле 2005 года появился и адекватный юридический инструмент: Закон о концессиях. Этот закон специально создан для того, чтобы вовлекать в гражданский оборот имущество, в котором есть части, гражданскому обороту не подлежащие. Государство объявляет конкурс и выбирает концессионера, которому предстоит вложить деньги в это имущество. По договору, концессионер может сам стать бенефициарием, то есть, извлекать из имущественного комплекса прибыль вплоть до бесконечности. Для Новой Голландии, в которой так сложно перемешана собственность государства и города, Закон о концессиях наиболее уместен. В сущности, он почти ничем не отличается от права собственности – за исключением того, что право владения архитектурными памятниками на территории острова остаётся за государством, права же пользования и распоряжения переходят к бенефициарию.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) уже обнародовал требования к инвесторам, готовым взяться за это дело. Конкурс на лучший проект реконструкции Новой Голландии собираются провести осенью. По предварительным подсчетам, инвесторы должны будут вложить в реконструкцию Новой Голландии порядка 500 млн долл.

Истинное предназначение Новой Голландии

Что же собираются строить в Новой Голландии? По мнению руководителя петербургского комитета по охране памятников Веры Дементьевой, остров следует превратить в деловой центр с гостиницами, помещениями для конференций, музеями и выставочными залами.
Это для Новой Голландии, конечно, не подходит.
Нам нужно целевое, повседневное использование памятника, причём такое, которое наиболее полно раскрывало бы его сущность. Новая Голландия, как и всё в Петербурге, - не только символ, но и, прежде всего, практическая вещь. Это, опять же, не противоречит традициям: Петербург всегда старался создать здания, наиболее подходящие под конкретные практические цели, привлекая мировую архитектурную мысль и рассматривая город как живой, функциональный, целостный ансамбль. К примеру, Зимний дворец – это Эрмитаж, Двенадцать Коллегий – Университет. Мы загружаем их, вдыхаем в них жизнь. Насильственная и несоответствующая масштабу цель уничтожает памятник, правильно выбранная – наполняет его подлинным значением.

Комментарии:
Григорий Томчин, лидер петербургского отделения партии СПС
Нам нужно, чтобы люди бывали в Новой Голландии, проводили там часы, чтобы приходили вновь и не были только гостями. Это – условие творения символа: человеку должно быть внутри интересно, в этом антураже должна пройти какая-то часть его жизни. Поэтому в Новой Голландии нужно устроить развлекательно-торговый центр, где постоянно толпятся люди – жители города и туристы. Чтобы наполнить Новую Голландию людьми, инвестору следует разрешить в Новой Голландии всё, вплоть до казино и публичных домов. Можно даже запретить игорные дома по всему Петербургу – и разрешить лишь в Новой Голландии. Что касается планов устроить в Новой Голландии бизнес-центр, то они мелки для такого места. Кто будет бывать на этом острове, кто увидит его красоту, если там будут сплошные офисы? Тем более странны разговоры о том, что неплохо бы устроить на Новой Голландии стоянку автомобилей (!) для Мариинского театра. Не должно быть в Новой Голландии и жилых домов. Сейчас доля жилых домов в застройке Новой Голландии разрешена на уровне 5% (раньше она составляла 20%), но её следует сократить до нуля.
Новой Голландии сейчас нужен не только архитектор, равный Деламоту. Ей нужен хозяин, который занимался бы Новой Голландией в течение десятилетий и придавал ей востребованное назначение. Ведь Петербург – самый новый город из всех «мифологических» городов Европы, на 5-6, а то и на 10-12 веков моложе любого из них. Триумфальная арка Египетских ворот – связь Санкт-Петербурга с веками, в которые самого Санкт-Петербурга ещё не было. Новая Голландия – наш единственный «древний миф». Наш шанс приобщиться к вечности.





Ссылки по теме:

    Ссылок по теме нет

    Другие публикации по теме:




    Внимание!
    При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

    07.11.2007
    Президентские гранты распределены
    Стали известны НКО, победившие в конкурсе на получение грантов из госбюджета. Среди прочих названы общество «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, движение «За права человека», молодежные движения «Наши» и «Молодая гвардия».

    07.11.2007
    Китай - выгодный партнер
    Россия и Китай договорились повышать долю высокотехнологичной продукции в структуре как производства, так и экспорта. Для этого учреждена российско-китайская палата по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией.

    Аналитика

    29.10.2007
    Григорий Томчин о городской политике Валентины Матвиенко

    28.09.2007
    Григорий Томчин. Пять лет, которые могут изменить город

    07.08.2007
    У Григория Явлинского появилась оппозиция

    25.05.2007
    Технопарки: Чиновники не учли, что программисты привыкли к дистанционной работе

    22.03.2007
    «Единая Россия» позволила сенатору Сергею Миронову остаться «питерским»

    Другие материалы >>>

    Подписка на новости:
     
    Подписка на анонсы публикаций: