31.08.2005
От амнистии капитала - к амнистии капиталиста
Амнистия капитала, проведенная формально, может стать не столько бессмысленной, сколько опасной для дальнейшего формирования экономики, для становления здорового гражданского общества
В самом названии реформы – амнистия капитала – заключен конфликт сегодняшней отечественной экономики и российского общества. С одной стороны «амнистия» – прощение провинившегося, и сразу – миллион вопросов: кто провинился и перед кем, с другой стороны – «капитал», который, даже если отбросить тень фундаментального труда Маркса, до сих пор вызывает весьма противоречивые образы. Амнистия капитала, задуманная как мера либерализация экономики, призвана закрыть белые пятна непростой истории реформ. Но, проведенная формально, может стать не столько бессмысленной, сколько опасной для дальнейшего формирования экономики, для становления здорового гражданского общества.
Для того чтобы понять, в какой стороне лежат опасности, и где проходит верный курс реформы, нужно ответить на главный вопрос всякого начинания: «зачем?». В данном случае, важно понять, за какими капиталами идет охота. Государство во всех своих проявлениях, мягко говоря, практично. И если либеральная реформа проводится, значит, есть надежда получить реальную выгоду. Очевидно, что наиболее привлекательные по своим масштабам – олигархические капиталы – находятся несколько в другом измерении, нежели готовящаяся амнистия. Все, что может предложить олигархам такая реформа – у них уже есть. А также, есть понимание, что никакие, даже самые надежные гарантии не распространяются на тех, кто ведет разговор с властью «тет-а-тет». В связи с этим, можно вынести за скобки капиталы олигархов и обратить внимание на бизнес крупный, средний и даже малый.
Речь идет о массовом предпринимателе. И вот тогда понятен смысл амнистии капитала.
Можно сказать, что за все то время, которое прошло с начала реформ, отечественные предприниматели научились зарабатывать деньги в России, но не научились их здесь тратить. Делать бизнес в России интереснее, рискованнее, доходнее – это они знают, а вот, как тратить в России эти деньги, чтобы их не посадили, они не знают.
Соответственно, цель амнистии капитала – показать, как можно легально обустроить свою жизнь в России, дать сигнал, что это делать можно. Поэтому амнистия капитала должна быть единовременной, срочной и безоговорочной. Срочной – значит, ограниченной конкретным сроком, скажем, оптимальный срок – 3 года. Безоговорочной – значит, не должно быть оговорок в смысле взаимоотношений с государством. Мы должны сказать, что у нас нет хороших или плохих по отношению к налоговой системе граждан. И кто за эти предложенные три года легализовал деньги, то к нему никакого преследования по экономическим преступлениям в период «до» быть уже не может. Другое дело, все, что происходит «после». Но предыдущие страницы нужно закрыть раз и навсегда. Скажут, что мы оставим много не раскрытого, мол, кто-нибудь легализует один рубль, а у него украдено на двести. Но если этого не сделать, и рубль никто не легализует. Амнистия есть амнистия: простили сами себе неразбериху переходного периода, и живем дальше.
Но вот для того, чтобы единовременная акция амнистии капитала имела логическое продолжение в виде постоянного притока денег в экономику, важно стимулировать предпринимателя на дальнейшую легальную работу в России. А для этого нужен целый комплекс мероприятий, касающийся всего законодательства. Ключевыми точками является опять же единый социальный налог - его размеры, затем - первая часть налогового кодекса, которая не допускает презумпции невиновности налогоплательщика, то есть, необходимо введение презумпции налоговой невиновности, наконец, сокращение срока давности по сделкам приватизации. Вот только комплекс этих и сопутствующих им мер позволит действительно перевернуть страницу экономической истории без жертв и разрушений. Иначе, амнистия капитала не нужна. И надо еще разобраться, с какого времени амнистировать: то ли объявить все на начало амнистии, то ли на конечной ее стадии. Я бы предложил следующее решение: человеку все прощается на момент, как он пришел первый раз сдавать деньги.
В этом случае, такая амнистия капитала нужна не только государству, которое рассчитывает увеличить поступления в пенсионный фонд, налоговые сборы и объемы вкладов в российских банках, но и бизнесу, который получит реальный, а не фантасмагорический рынок земли, здоровую конкуренцию, оптимальные условия для легального развития.
В своем законченном виде, амнистия капитала – серьезнейший политический шаг, призванный снять целый ворох острых проблем. Чтобы не получился новый виток преследования, который в состоянии похоронить все достижения молодой экономики, в очередной раз уничтожить средний класс, необходимы продуманные и комплексные меры.
Ведь не надо забывать, и государству в первую очередь, что причина, по которой нам сегодня нужна амнистия капитала – сложности переходного периода, неразбериха вокруг продажи государственной собственности.
Сегодня общество все болезненнее воспринимает все, что связано с приватизацией, не понимая, что источник многих проблем не приватизированная, а именно государственная собственность. Наличие коммерческой государственной собственности – уже преступление. Государственная коммерческая собственность преступна по отношению к налогоплательщику. Налогоплательщик считает, что власть работает на него, поскольку он ей платит, а на самом деле власть живет за счет эксплуатации своей коммерческой собственности, и на интересы налогоплательщика ей плевать. Ей не нужен налогоплательщик. Она извлекает прибыль из своего коммерческого имущества. И чем больше такого имущества, тем больше власть антинародна. Государственная коммерческая собственность – антинародна. Она позволяет чиновнику хамить гражданину, она позволяет бюрократу не исполнять, затягивать дела, она позволяет политику не обращать внимания на избирателя, она позволяет прокурору обвинять невиновных, она позволяет функционеру угнетать ученых. Это все делает государственная коммерческая собственность. И она стимулирует развитие коррупции. Именно поэтому, в амнистию капитала необходимо включить мощную защиту частной собственности – только так можно действительно не просто амнистировать капитал, не просто в очередной раз выманить у граждан деньги, а дать возможность капиталу спокойно работать на территории России, умножая, прежде всего, ее богатства. Поскольку под капиталом стоит понимать не только деньги, но и недвижимость, и иное капитализированное имущество. Именно поэтому, амнистия капитала – вопрос, который не может быть решен одним законом. Это должен быть один закон, который определяет принципы амнистии и серьезный пакет поправок, касающийся практически всего законодательства: экономического, гражданского и т.д.
Целенаправленность закона, который сделал Кудрин, совпадает с перечисленными принципами. Но его ограниченность в том, что он касается только вопросов Минфина. В этом беда данного закона: там, кроме вопросов Минфина ничего нет. А нужно, что бы новый закон касался Закона о прокуратуре, Гражданского и Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Земельного кодекса, Закона о приватизации, Закона о банкротстве, Таможенного кодекса и т.д. Я думаю, этот закон должен быть принят либо в таком полном виде, либо ни в каком. Без комплексного подхода, этот закон – бессмыслен.
Амнистия капитала имеет смысл, только если она запускает процесс более значительный - реабилитацию капиталиста. Мы пытаемся строить новую экономику в обществе, в котором не уважают человека, делающего деньги. И в первую очередь, это находит отражение в законодательстве. По большому счету, нам требуется оправдание бизнеса, формирование уважения к нему. Это совсем другой вопрос, очень емкий, глубокий, требующий не только постоянного совершенствования законодательства, но и изменения менталитета. У нас общество потребления, мы стремимся к обществу потребления, всей страной стремимся к этим идеалам. А в обществе потребления нужно уважать людей, которые делают деньги. Но вместе с тем, важно не допустить давления их интересов над всем обществом. Искать и находить этот баланс, который дает возможность и экономике развиваться, и обществу сохранять стабильность – не просто. Но именно такое хрупкое равновесие гарантирует гражданам нормальную жизнь, а стране – процветание.
Григорий Томчин,
Президент Всероссийской ассоциации приватицируемых предприятий
Ссылки по теме:
Ссылок по теме нет
Другие публикации по теме:
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|