14.09.2005
Назначаемые губернаторы: год спустя
Прошлой осенью был изменён порядок выборов губернаторов: от системы прямого избрания глав субъектов Федерации Россия перешла к их фактическому назначению Президентом. Управляемость регионов повысилась, но полученная сверху легитимность глав регионов неизбежно будет слабеть с приближением 2008 года
Главным в ряду президентских инициатив прошлой осени стало изменение порядка выборов губернаторов. Предлагалось от системы прямого избрания глав субъектов Федерации перейти к их фактическому назначению Президентом. Безальтернативность схемы слегка ретушировалась оставленной законодательным собраниям регионов возможностью отклонить предложенную главой государства кандидатуру — правда, под угрозой собственного роспуска. Открытых противников у новой системы было не очень много, хотя, по данным ВЦИОМ, первоначально не согласны с ней были 48% россиян.
Избиратели выбирали не так уж и "плохо" — из тридцати с лишним назначенных за год глав регионов только семеро оказались новичками (причем один пришел на место погибшего Михаила Евдокимова). Можно констатировать, что прогнозы пессимистов о кардинальной смене Кремлем региональной элиты не оправдались. Сказался кадровый голод. На вакантные места просто не нашлось должно числа адекватных кандидатов.
При этом главная задача реформы была решена — управляемость регионов повысилась. Субъекты Федерации стали еще в большей степени зависеть от федеральной власти, а губернаторы — от решений и настроений администрации Президента. Председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников считает практику применения нового порядка избрания губернаторов успешной: «Кандидатуру предлагает Президент, и затем утверждают депутаты законодательного собрания, то есть губернатор отвечает как перед населением, так и перед Президентом, поэтому в том случае, если он проворовался, есть способ его отстранить». Правда, за год отстранили только одного, да и то не по просьбе жителей региона.
Население пока никак не участвует в процессе оценки деятельности губернаторов, но уже более оптимистично смотрит на новый порядок. По данным ВЦИОМ, спустя 12 месяцев россияне теми же 48% уже поддерживают новую систему. При этом, по мнению генерального директора Института региональных проблем Максима Дианова, повышения эффективности губернаторов, назначенных по инициативе Президента, пока не видно: «Они еще ничего не успели сделать, поэтому выводы делать рано».
Однако один вывод уже очевиден. «Потенциальная угроза нового порядка избрания губернаторов заключается в том, что центр забирает на себя слишком много полномочий, с которыми он будет не в состоянии справиться», — отмечает политолог Дмитрий Орешкин. По его мнению, конфликты с местными мэриями и губернаторами сначала будут подавляться при помощи административного ресурса из федерального центра, однако затем к Москве придет осознание необходимости сбросить часть полномочий обратно на места. Кстати, частично это будет делаться при помощи закона о выборах в органы местного самоуправления. При этом, в отличие от выбранных населением местных властей, полученная сверху легитимность глав регионов неизбежно будет слабеть с приближением 2008 года. И что будет со всей этой системой после президентских выборов, остается загадкой.
Ссылки по теме:
Ссылок по теме нет
Другие публикации по теме:
Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.
|