Tomchin.ru Информационно-аналитический портал
События  |   Аналитика  |   Актуально  |   Авторы  |   О проекте   
Какие нам нужны рабочие Жизнь вместо пенсии
Общество
Россия и Европа Город Путин правительство Бизнес Путин правительство
Путин правительство Путин правительство
Путин правительство
Григорий Томчин
Синдром громких заявлений
 
Александр Смирнов
Ипотечный кризис и экономика США: последствия проявляются
 
Эльвин Калинин
Место технопарков в развитии России как инновационного общества
 
Григорий Томчин
Эффект 1917 года. История забывается, проблемы остаются
 
Григорий Томчин
Биография
Идеология новой России
Идеология новой России
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Санкт-Петербург. Путь в XXI веке
Поиск на сайте:
 
 только в данном разделе
Fineday.ru
okkervil

События

13.05.2008
Путин назначил своих
Владимир Путин объявил новый состав и структуру правительства. Дмитрий Медведев подписал указы о реструктуризации исполнительной власти и кадровых назначениях. Количество вице-премьеров увеличено с пяти до семи, при этом Путин сохранил двух первых заместителей. Число министерств выросло с 16 до 18. В новом правительстве не нашлось места вице-премьеру Сергею Нарышкину, министру связи Леониду Рейману, министру культуры Александру Соколову и министру юстиции Владимиру Устинову.

Владимир Путин не стал изменять президентской привычке: ключевые назначения в правительстве стали сюрпризом. Новому президенту и премьер-министру удалось обеспечить полную тайну при формировании кабинета министров. Буквально все делавшиеся накануне прогнозы о том, какие предложения о структуре и кадровом составе правительства сделает Владимир Путин Дмитрию Медведеву, себя не оправдали.

Игорь Шувалов, работавший помощником президента, стал первым заместителем Путина (аналогичной должности удостоился только Виктор Зубков). Кремлевские чиновники отмечают, что идеологически Шувалов близок Медведеву: они люди одного поколения, придерживаются одних экономических взглядов. Шувалова даже прочили в руководители администрации Медведева.

Руководить правительственным аппаратом Путин назначил Сергея Собянина, который раньше возглавлял президентскую администрацию. «Он сумел быстро адаптироваться в Кремле и тянул на себе не только региональную политику и экономику, но и подготовку ключевых выступлений президента», — рассказывает источник в администрации президента.

Эльвира Набиуллина сохранила пост экономического министра и теперь имеет все шансы стать «интеллектуальным штабом экономических реформ» без хозяйственных функций: часть функций министерств передается смежному экономическому ведомству. Минэкономразвития более не занимается торговлей. Им займется преобразованное Минпромэнерго, где пост министра сохранил Виктор Христенко. Приобретя под контроль торговлю (кроме полномочий по тарифному регулированию агросектора, отданного Минсельхозу), он теряет энергетику: отдельное Министерство энергетики возглавит экс-глава «Атомстройэкспорта» Сергей Шматко. Его же ведомство целиком поглотит Росэнерго. Наконец, Минприроды, где министром остался Юрий Трутнев, получило под контроль все функции экологического контроля, включая Ростехнадзор, но неожиданно потеряло контроль над Рослесхозом: он передан в распоряжение сохранившего пост в Минсельхозе Алексея Гордеева. Похожая ситуация и в Минсвязи, лишившейся министра Леонида Реймана: его преемник Игорь Щеголев будет заниматься еще средствами массовой информации.
Статуса министра лишился первый заместитель главы Военно-промышленной комиссии Владислав Путилин. При этом ликвидирован сам пост, но не комиссия, и ее по-прежнему возглавляет вице-премьер Сергей Иванов. А оба госкомитета, созданных в сентябре 2007 года (по делам молодежи и по рыболовству), преобразованы в обычные агентства и подчинены соответственно новому Министерству спорта, туризма и молодежной политики и Минсельхозу. В случае с рыболовством это крайне удивительно: смысл назначения Андрея Крайнего главой Госкомрыболовства всего несколько месяцев назад как раз и заключался в создании ведомства, не подчиняющегося Минсельхозу, а сейчас история с реформой рыбной отрасли вернулась в исходную точку.

Наконец, Владимиру Путину удалось применить сразу все схемы реформы «вице-премьерского этажа». Число вице-премьеров выросло с четырех до семи, но обещанных принципов «индивидуальной ответственности» каждого за свой сектор деятельности в Белом доме выдержать не удалось.

Первых вице-премьеров в новом правительстве два — это экс-помощник президента Игорь Шувалов, в функции которого входит круг социально-экологических полномочий и внешняя торговля, и экс-премьер Виктор Зубков, он будет курировать нацпроекты и рыболовство. Но при этом нацпроекты будет курировать и вице-премьер Александр Жуков. Игорь Сечин не получил поста главы аппарата правительства, зато стал курировать промышленность, но без ВПК, оставшегося в распоряжении Сергея Иванова. Глава аппарата правительства Сергей Нарышкин «рокировался» на посту с главой президентской администрации Сергеем Собяниным.
Наконец, вице-премьер Алексей Кудрин сохранил статус единственного министра-совместителя, помимо профильных финансов ответственного, как и Игорь Шувалов, за широкий круг вопросов социально-экономической политики.

 

Tomchin.ru, «Коммерсантъ»

Комментарии:
Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий
Команда Путина, немножко пересевшая из кресла в кресло и ставшая командой Путина - Медведева, подверглась очень незначительным изменениям. Эффективность вице-премьеров как звена неочевидна, именно поэтому ранее это звено убирали. Но Путин считает, что именно это звено эффективно - наверное, он знает, как заставить его работать. В это звено он привел людей, лично ему близких, в том числе своего главного экономического советника Игоря Шувалова, главу своей администрации Сергея Собянина и его заместителя Игоря Сечина. Путинские люди остались с Путиным - шаг совершенно естественный и ожидаемый. Что касается эффективности структуры правительства, то чем меньше министерств, тем лучше. У меня историческое предубеждение против умножения высоких правительственных постов. Редко когда создание новых министерств или вице-премьерств напрямую сказывалось на эффективности. Правда, к счастью, не было реализовано множество откровенно лоббистских проектов, чего и как разукрупнить. Зато появилось Министерство по делам физкультуры и спорта. Бывали времена, когда оно было министерством, госкомитетом или агентством, теперь снова создали министерство - наверное, от этого наши футболисты начнут точнее бить по воротам, а пловцы быстрее плыть. Если так, тогда решение было оправданным.
Рычаги власти сейчас есть и у Путина, и у Медведева. А в каком соотношении, будет ли оно постоянным или будет меняться, пока еще неясно. Медведев - ключевой человек тандема, а как они распределят между собой полномочия - думаю, они сами сейчас представляют не до деталей. Кроме того, мы еще не знаем почти ничего о составе будущей администрации нового президента. В любом случае сферы полномочий по управлению таким государством, как Россия, вполне хватит на двух человек.

«Время Новостей», 13 мая 2008 года
Дмитрий Орешкин, политолог
Новое правительство эффективно для решения задач, которые ставит перед ним Путин, и неэффективно для задач, стоящих перед Россией. Кадровые назначения свидетельствуют: сформированная Путиным вертикаль власти работает на него самого, но не очень эффективно решает стоящие перед страной задачи. Полагаю, Путин принимал решения по силовому блоку. Аналогичный случай с министром иностранных дел. Смена этой фигуры в дипломатическом этикете обозначает смену внешнего курса страны, а его сохранение - продолжение курса. Лавров сохранен - не знаю, плох или хорош нынешний внешнеполитический курс, но знаю, что его определяет Путин, потому что именно он принял решение оставлять Лаврова. Формального нарушения Конституции в этом нет, но у меня не вызывает сомнения, что этими решениями Путин показал, кто в доме хозяин.
Правда, Медведев пока не сделал ответного хода - ведь ему тоже предстоит решать кадровые вопросы. Не думаю, что этот ход будет жестким. Скорее всего, в его администрации останутся путинские люди, в частности Владислав Сурков. Но момент кадрового противостояния групп влияния рано или поздно наступит.

«Время Новостей», 13 мая 2008 года
Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии
Первое: Путин обеспечил преемственность правительства, сохранив в ранге первого вице-премьера Виктора Зубкова - это обеспечит контроль за исполнительской дисциплиной. Второе: бросается в глаза, что в руководстве правительства собраны люди, которым Путин безоговорочно доверяет, в частности Собянин и Сечин. В качестве первого вице-премьера в правительство приходит Игорь Шувалов, который разрабатывал в администрации президента экономические новации, в том числе продолжение административной и налоговой реформы. Значит, слова Путина о том, что мы должны создать лучшую в Европе налоговую систему, приобретают конкретного исполнителя. Правда, при этом мне совершенно непонятно, как это будет работать с точки зрения эффективности. По моему мнению, многовато вице-премьеров. Хотя, конечно, Путин соблюдает принцип управления: не иметь в подчинении больше семи человек. Постановка вопроса о том, в чьих руках теперь сосредоточены реальные рычаги власти, на мой взгляд, контрпродуктивна. Лично между Путиным и Медведевым проблем нет, они есть между аппаратами. По закону жанра каждый бюрократический аппарат тянет одеяло на себя. А когда начальники в этот процесс не хотят вмешиваться, способом решения конфликтов становится нормативный документ. Называется «федеральный конституционный закон о правительстве». Аппараты неизбежно будут вынуждены к нему обращаться, поэтому есть шанс, что в результате страна начнет жить по закону. Может выясниться, что закон в силу того, что никто не собирался им пользоваться, написан плохо. Тогда обе структуры могут выступить с инициативой что-то поменять.
Кроме того, исчезнет прежнее перетягивание одеяла на себя администрацией президента, которая не хотела политического правительства. Например, наверняка уйдет в прошлое ни на чем не основанная практика визирования постановлений правительства в администрации. А президентская администрация самого Медведева будет заниматься тем, что записано в Конституции.

«Время Новостей», 13 мая 2008 года





Ссылки по теме:

  •  Перемещенные лица
  •  Реконструкция без отселения
  •  Из Кремля в Белый дом и обратно

Другие публикации по теме:




Внимание!
При перепечатке материалов данного сайта активная гиперссылка на tomchin.ru обязательна.

16.07.2009
Как стимулировать инновации
Чтобы поставить страну на инновационные рельсы, нужен целый комплекс мер, который в 2010-2012 годах обойдется бюджету в 176 млрд рублей. Для улучшения ситуации Минэкономразвития предлагает поддержать экспорт высокотехнологичной продукции через страхование экспортных контрактов, а выход российских компаний на новые внешние рынки — бюджетными субсидиями. А также необходима поддержка СРО, способствующих внедрению на предприятиях добровольных стандартов инновационной деятельности.

15.07.2009
Большой порт без границ
Официальное установление границ Большого порта Санкт-Петербурга вновь откладывается. На этот раз согласовать полностью готовое постановление федерального правительства отказалось Министерство обороны, а точнее — руководство Ленинградской военно-морской базы. Военные моряки настаивают на том, что причалы ВМФ близ Ораниенбаума не должны соседствовать с гражданскими судами, и требуют исключить свои мощности из границ порта.

Аналитика

16.01.2009
Полис мигранта

31.10.2008
Кризис мешает судьям

20.10.2008
В сознании россиян инфляция победила коррупцию

25.09.2008
Коррупцию поделили на четыре категории

21.08.2008
Г. Томчин. Минфин «латает дырки» в бюджете Пенсионного фонда

Другие материалы >>>

Подписка на новости:
 
Подписка на анонсы публикаций: