Одно действие – два результата.
В последнее время в Думе активно обсуждается вопрос об отмене льгот для некоторых категорий льготников и перевод их в доплаты к пенсиям. Мол, пусть лучше человек получит реальные деньги и сможет сам решать, на что их потратить. Но даже такая здравая идея может быть искажена абсолютно неверным исполнением.
Григорий Томчин: У нас как всегда важна не сама идея, которая может быть очень хорошей, а ее исполнение. Почему я называю идею отмены формальных льгот «хорошей»? Да потому, что на практике льгота, на которую имеют право около 2/3 населения, не исполнима и не достаточна. Если структура, оказывающая услугу, в состоянии оказывать ее бесплатно лишь двум третям населения, значит, можно просто снизить тариф на эту услугу в два раза. Но этого не происходит. Происходит другое: возникает дефицит услуги.
Вот простой пример: право на бесплатный проезд в общественном транспорте – одна из самых распространенных льгот. То, что она существует, безусловно, помогает определенной категории граждан сводить концы с концами. Но при этом пенсионеру приходится по часу ждать этот троллейбус, инвалиду приходится толкаться в переполненном автобусе, не говоря уже, что комфорт этого транспорта в большинстве своем безнадежно устаревшего, оставляет желать лучшего.
Соответственно, государство не хочет больше обманывать граждан обилием неисполняемых льгот, а стремится перевести их в конкретные деньги для льготников. То есть, вместо мифической льготы – реальные деньги, которые человек может использовать по своему усмотрению. Но если это будет сделано, как сейчас планируется – убрать льготы и сделать доплаты к пенсиям: опять всем без разбора и «по чуть-чуть», мы ничего толкового не получим. Кроме горячего протеста населения.
Что, на мой взгляд, разумно было бы сделать? Во-первых, необходимо персонифицированное предоставление льготы. Что это значит? Персональная кредитная карта льготника, на счет которого перечисляются суммы, компенсирующие стоимость тех или иных услуг, которые сегодня отнесены к льготным. И этой персональной карточкой льготника человек расплачивается там, где необходимо. В этом случае, возможна взаимная замена каких-либо льгот, и планирование. При этом достигается тот же результат: структуры и организации, которые оказывают льготную услугу, получают ее оплату. То есть, для них не существует больше бесплатных услуг, и они не смогут списывать некачественную работу на обилие льготников. С другой стороны, гражданин, имеющий право на льготу, получает ее в полном объеме, не тратя своих собственных денег. Ведь как бы то ни было, доплаты к пенсиям – это уже свои собственные деньги, а не компенсации льгот. И тратить их на то, на что ты уже привык не тратить – определенная проблема. Но, самое главное, введя такую персонифицированную систему распределения льгот, государство сможет получить исчерпывающий ответ на вопрос: кто, как и сколько пользуется льготами, что позволит эффективнее планировать и распределять финансовые потоки.
Таким образом, одно и то же действие: замена льгот целенаправленными выплатами можно выполнить так, чтобы вызвать максимальное недовольство граждан и, в конечном счете, обострение социальных проблем, и так, чтобы сделать серьезный шаг к решению этих проблем. Очевидно, что второй путь более трудоемкий. В первую очередь, для чиновников. Но может быть на этот раз лучше подумать о результате?
|