Тише едешь – дальше будешь: невыносимый, но единственный способ передвижения по забитым машинами магистралям города.
Несмотря на то, что количество машин становится все больше, а дороги – все уже, в нашем городе нет причин для автомобильных пробок.
Парадокс спланированного города. В отличие от многих других городов (если не сказать «от всех остальных») Петербург построен на серьезной научной основе. Прямые и широкие магистрали города, удачное расположение площадей – они находятся рядом с проспектами, а не завершают их, обилие параллельных улиц, вариантов объезда – все это создает чрезвычайно благоприятную дорожно-транспортную обстановку. Даже сейчас, даже при условии свершившегося автомобильного бума, в городе не должно быть заторов.
Почему же мы теряем время в автомобильных пробках? Вовсе не потому, что у нас узкие дороги и много автомобилей. А только потому, что у нас мало мостов.
Красота рек и каналов требует жертв, то есть сложностей с передвижением. Абсолютный рекорд России и второе место в мире – 186 мостовых переходов через Неву и ее притоки – этого оказывается слишком мало для современного Петербурга. Только возведение недостающих мостов улучшит обстановку в городе в 2-3 раза, позволит на некоторое время и вовсе забыть о пробках.
Это не сенсация – каждый петербургский автомобилист с ходу скажет, какие и где мосты нужны городу. Первый мост нужно построить в створе Наличной улицы, второй — в створе 27 линии, третий — в створе Арсенальной улицы, четвертый — в створе шоссе Революции, и, наконец, сделать Финляндский железнодорожный мост еще и автомобильным. Сенсация в том, что планы эти придуманы не нашими современниками, а разработаны петербургскими инженерами на основе исследования, проведенного в период с 1912 по 1917 год!
Мы до сих пор не можем реализовать царский проект по постройке мостов. Точно так же, кстати, как до сих пор мы строим метрополитен по схеме, утвержденной Николаем II. (За одним исключением: мы пренебрегли указанием инженеров, что в районе Кушелевки нельзя вести туннель под землей, а необходимо выводить линию на поверхность земли…)
Для того чтобы город свободнее задышал, для того, чтобы горожанин почувствовал настоящую свободу передвижения, не надо расширять магистрали, не требуется переносить дворцы (это не в стиле Петербурга – бесконечная перестройка), не следует закрывать центр от автомобилей, а нужно лишь реализовать то, что еще столетие назад рассматривалось, как необходимость.
Резонный и своевременный вопрос: где взять деньги? Скажем, бюджетообеспеченность Москвы в 8 раз больше, чем Санкт-Петербурга. А население – всего в два раза больше. И пространства в Москве гораздо больше, чем в Петербурге (1100 квадратных километров против 200, если вычесть Финский залив и поля совхозов Ленсоветовский и Шушары). Все это значительно удешевляет в Москве строительство транспортных магистралей. Москва может себе это позволить, хотя и не может справиться с проблемой пробок по объективным причинам. Для Петербурга единственный, но зато и действенный путь – поднимать экономику города, увеличивать городской бюджет и строить на эти средства инфраструктуру: основное – мосты. В свою очередь, первый построенный мост через Неву начинает поднимать экономику города за счет улучшающейся транспортной ситуации.
А начинать надо с реализаций любого их перспективных городских проектов, способных привлечь инвестиции в город и дать ему возможность интенсивно развиваться: будь это перенос порта, запуск архитектурных памятников в гражданский оборот, перенос заводов или туристическая программа.
Для «береговых» зон города, в особенности для удаленных от центра (например, Невский район) дополнительный мост означает строительство новых домов, рост ценности жилья, удобство проживания, стирание границы между окраинами и центром.
Но всем понятно, что возведение моста – это дорогостоящее мероприятие. Если бюджета города не хватает на самое необходимое, на что можно рассчитывать?
Рассчитывать можно и нужно на логику развития территории города.
|